Реклама

Sape


загрузка...

Шпаргалки - Сочинения

О нашем времени.
Нравственность, совесть, наркомания, экология
по роману Ч. Айтматова «Плаха»

Ч. Айтматов давно уже стал одним из ведущих писате-
лей нашего времени. И в романе «Плаха», выполняя высо-
кую миссию художника — быть духовным вождем людей,—
он вскрывает те пласты бытия, поднимает те вопросы, ко-
торые грозно требуют своего осмысления и выражения
в слове. Люди, привыкшие спокойно дремать среди устояв-
шихся понятий, разбуженные, реагируют гневом. Но и доб-
рожелательные читатели, хотя и читают роман с захваты-
вающим интересом, когда пытаются осмыслить философ-
ские вопросы, оказываются в известной растерянности.

Иисус Христос, наркоманы, чабан, волки — как все это
связано? Автор пытается провести панораму жизни приро-
ды и мировой истории в нашу современность, в наш день.
Он стягивает эти проблемы в узел, который именно мы,
люди конца второго тысячелетия, призваны развязать.

Этот роман — крик, отчаянный призыв одуматься,
осознать свою ответственность за все, что так обострилось
и сгустилось в мире. Экологические проблемы, затронутые
в романе, писатель стремится постичь прежде всего как
проблемы состояния души человеческой. Разрушение при-
родного мира оборачивается опасной деформацией челове-
ка, личности. Роман начинается темой волчьей семьи, пе-
рерастающей потом в тему гибели Моюнкумы по вине че-
ловека: человек врывается в саванну как преступник, как
хищник. Он уничтожает бессмысленно и грубо все живое,
что есть в саванне. Он уничтожает сайгаков, и волков. На
уничтожение обрекается и естественная среда их обита-
ния. Этим и определяется неотвратимость схватки волчи-
цы Акбары с человеком. И кончается это единоборство
трагически.

Волки не просто очеловечены в романе. Они наделены
в нем высокой нравственной силой, благородством, чего
лишены люди, противопоставленные им в романе. Именно
в Акбаре и Ташчайнаре олицетворено то, что издавна при-
суще человеку: чувство любви к детям, тоска по ним. При-
чем они не сводятся к одному лишь инстинкту, а как бы
озарены сознанием. Глубоко человечна и та высокая, само-
отверженная верность друг другу, которая определяет все
поведение Акбары и Ташчайнара. Акбара наделена Айт-
матовым даром нравственной памяти. Она несет в себе не
только образ беды, постигшей ее род, но и осознает ее как
нарушение нравственного закона, который никогда и нигде
не должен быть нарушен. Пока не трогали ее саванну, Ак-
бара могла, встретив в степи беспомощного человека, от-
пустить его. Теперь, загнанная в тупик, отчаявшаяся и
озлобленная, она обречена на схватку с человеком. Очень
важно при этом, что в борьбе гибнет не только Базарбай,
заслуживший кару, но и невинный ребенок. И хотя лич-
ной вины перед волчицей Акбарой у Бостона нет, но он
должен принять на себя ответственность и за Базарбая, ко-
торый является его нравственным антиподом, и за дей-
ствия Кандалова, в одни сутки погубившего Моюнкумы.
Айтматов при этом особо подчеркивает: вандализм банды
Кандалова возведен чуть ли не в ранг государственной
необходимости. Выходит, что нравственное вырождение,
эрозия в душах людей, разрушивших жизнь в Моюнкумах,
имеет не частное значение, а общее. Это проблема соци-
альная. Недаром разбой, творимый Кандаловым, не просто
допускается, а возводится в уровень трудовой доблести:
решена проблема Мясопоставок. Вот в чем трагедия.

Продолжение сочинения

Читайте также сочинения

Add comment

Реклама
Яндекс.Метрика