Реклама

Sape


загрузка...

Шпаргалки - Сочинения

Драматические судьбы личности в условиях
тоталитарного общественного устройства
(по роману Е. Замятина «Мы»)

Роман Е. Замятина «Мы» написан в 1921 г. Время было
сложное, судьбоносное, и поэтому, наверное, произведение
написано в необычном жанре «антиутопии». Ведущая те-
ма — драматическая судьба личности в условиях тотали-
тарного общественного устройства.

Замятин был крупный инженер-кораблестроитель и
лучше других знал, как создается механизм, машина, соо-
ружение. Он понимал, что это делается в полном соответ-
ствии с замыслом, по схеме, чертежам, многочисленным
расчетам. И всего этого достаточно, чтобы объект выпол-
нял свои функции. Но умный и мудрый человек Замятин пре-
красно сознавал, что таким способом не может быть спро-
ектировано общество людей, потому что каждый человек
сугубо индивидуален и в той или иной степени духовен.
Живет он в обществе других людей, в чем-то похожих, но
всегда особенных. Человек не может быть «винтиком».
Когда его превращают в «винтик», он теряет значительную
часть своей человеческой сущности. История показала, что
превращение человечества в совокупность «винтиков» ве-
дет к преступлению перед человеком и человечеством.

В романе «Мы» в фантастическом и гротесковом облике
предстает перед читателем возможный вариант общества
будущего. Приводится мечта сильных мира сего: «Жизнь
должна стать стройной машиной и с механической неиз-
бежностью вести нас к желанной цели». К сожалению,
в таком обществе нет ничего, что бы не предвещала уже
современная писателю реальность. Перед нами разворачи-
вается «математически совершенная жизнь» Единого Госу-
дарства. Символический образ «огнедышащего интеграла»,
чуда технической мысли и, одновременно, орудия жесто-
чайшего порабощения, открывает книгу. Бездушная техни-
ка вместе с деспотической властью превратили человека
в придаток машины, отняли у него свободу, воспитали
в добровольном рабстве. Мир без любви, без души, без поэ-
зии. Человеку — «нумеру», лишенному имени, было вну-
шено, что «наша несвобода» есть «наше счастье» и что это
«счастье» — в отказе от «я» и растворении в безличном
«мы». Внушено, что художественное творчество — «уже не
беспардонный соловьиный свист», когда «всякий писал, что
ему вздумается», а «государственная служба». А интимная
жизнь тоже рассматривается как государственная обязан-
ность, выполняемая сообразно «табелю сексуальных дней».

Роман Замятина— предупреждение о двойной опасности, гро-
зящей человечеству: гипертрофированной власти машин и
власти государства. «Однотипность» безраздельно и неу-
сыпно властвует над жизнью всех членов общества. Это
обеспечивается совершенной техникой и недремлющими
очами «хранителей».

Продолжение сочинения

Читайте также сочинения

Add comment

Реклама
Яндекс.Метрика