Реклама

Sape


загрузка...

Шпаргалки - Сочинения

Тема Родины в лирике Есенина

Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть Земли
С названьем кратким «Русь».
С. Есенин

Тема Родины — одна из главных в лирике великого
русского поэта Сергея Есенина. О чем бы не писал поэт —
о своих ли интимных переживаниях, о крутых историче-
ских переломах в жизни страны, о революции — всегда пе-
ред его глазами величественный образ родной земли. При-
чем Родина в изображении поэта вовсе не была чем-то ста-
тичным, неизменным. С годами расширялся его взгляд на
жизнь, он стремился постигнуть окружающую его действи-
тельность, «коммуной вздыбленную Русь». И это постиже-
ние происходило не легко и безболезненно. Поэт сам при-
знавался, что любовь к родному краю его «мучила и жгла».
Но ничего не могло убить в нем чистого и беззаветного
чувства к своей земле.

Еще в ранних юношеских стихах автор предстает перед
нами как пламенный патриот. «Не надо рая, дайте родину
мою»,— пишет он в стихотворении «Гой ты, Русь, моя род-
ная!» Что же было родиной в эти годы для поэта? Тогдаш-
нее его представление о родной земле еще очень детское.
Родина для Есенина — это село Константиново, где он
родился, ближайшие окрестности села. «Рязанские поля
была моя страна»,— вспоминал он впоследствии. В его
душе нет еще представления об отчизне как о социальной,
политической, культурной среде. Чувство родины нахо-
дит у него выражение пока еще только в любви к родной
природе.

На страницах ранней есенинской лирики перед нами
предстает скромный, но прекрасный, величественный и
милый сердцу поэта пейзаж среднерусской полосы: сжатые
поля, красно-желтый костер осенней рощи, зеркальная
гладь озер. Поэт чувствует себя частью родной природы и
готов слиться с ней навсегда: «Я хотел бы затеряться в зе-
ленях твоих стозвоцных». Но уже и тогда родина не пред-
стает ему идиллическим «заоблачным раем». Поэт любит
реальную крестьянскую Русь кануна Октября. В его стихах
мы находим также выразительные детали, говорящие о тя-
желой мужицкой доле, как «забоченившиеся избы», «то-
щие поля», «черная, потом пропахшая выть» и другие.
Элементы социальности все чаще появляются в лирике по-
эта в период первой мировой войны: его героями становят-
ся ребенок, просящий кусок хлеба, пахари, уходящие на
войну, девушка, ждущая с фронта любимого. «Грустная
песня, ты — русская боль!» — восклицает поэт.

Октябрьскую революцию поэт встретил восторженно.
«Радуюсь песней я смерти твоей»,— бросает он старому
миру. Однако новый мир поэт понял не сразу. Есенин ждал
от революции идиллического «земного рая» для мужиков
(стихотворение «Иорданская голубица»). Стоит ли гово-
рить, что эти надежды поэта не оправдались? И Есенин пе-
реживает полосу духовного кризиса, но не может понять,
«куда влечет нас рок событий». Непонятно ему и измене-
ние облика России, которая несла с собой Советская
власть. Обновление села представляется поэту вторже-
нием враждебного «скверного», «железного гостя», перед
которым беззащитна противопоставляемая ему природа. И
Есенин чувствует себя «последним поэтом деревни». Он
считает, что человек, преобразуя землю, обязательно губит
ее красоту. Своеобразным выражением этого взгляда на
новую жизнь стал жеребенок, тщетно пытающийся обо-
гнать паровоз:

Продолжение сочинения

Читайте также сочинения

Add comment

Реклама
Яндекс.Метрика