Реклама

Sape


загрузка...

Шпаргалки - Сочинения

Прошлое и настоящее в поэме Твардовского
«За далью — даль»

Крупнейшим послевоенным произведением советского
поэта Александра Твардовского является поэма «За
далью — даль
». С самого начала поэма формировалась не
как произведение на частную («сибирскую») тему. Твар-
довский стремился дать широкое осмысление эпохи, ее
наиболее существенных закономерностей, поэтому он из-
бирает свободную структуру повествования, которая по-
зволяла бы ему освещать события движущегося времени.

Поэма Твардовского построена по принципу обозрения
эпохи, народной жизни. Ее сюжет как бы «открыт», и «без
начала, без конца».

Эпический замысел поэта был продиктован необходи-
мостью осмыслить итоги Великой Отечественной войны.
В поэме тема исторических судеб народа, Родины пред-
стает в широком, эпохальном освещении. Здесь изобража-
ются не только современность, но и историческое прошлое.
Поэт отказывается от центрального героя, как это было
в предшествующих поэмах, и все повествование ведется от
авторского «я». Твардовский, как и Маяковский в поэме
«Во весь голос», сам решил рассказать о времени и о себе.
Поэма является исповедью современника, прошедшего
вместе с народом путь испытаний и побед. Перед нами ли-
рико-философское раздумье, «дорожный дневник».

Путешествие, которое предпринимает автор, не совсем
обычно, оно воспринимается как важное, значительное со-
бытие в его жизни. Дальний путь поэта, пролегающий че-
рез всю страну — от Москвы до Владивостока, насыщен
раздумьями о его времени, о себе, обо всем, что происходит
на белом свете, о будущем страны и человечества.

По признанию самого автора, в поэме — «ни завязки,
ни развязки». Сюжет построен на дорожных впечатлениях
автора — кассира поезда «Москва — Владивосток». Форма
непринужденного разговора и размышлений в связи с до-
рожными впечатлениями и наблюдениями позволяет Твар-
довскому свободно вести читателя по бескрайним далям
пространства и времени, говорить о многих важных вопро-
сах жизни, делиться задушевными мыслями. Рисуя этапы
пути, дорожные встречи и картины, автор расширяет круг
своих наблюдений и сопоставлений до широких историче-
ских обобщений.

Смысл заглавия «За далью — даль» — в самом содер-
жании поэмы. По меньшей мере три дали видит художник:
необъятность географических просторов России; истори-
ческую даль как преемственность поколений и осознание
неразрывной связи времени и судеб; и, наконец, бездон-
ность нравственных запасников души лирического героя,
стремящегося осмыслить итоги минувшей войны и после-
военных лет.

Сам образ поэта, находящегося в путевой обстановке,
у которого картины родной природы, необъятные дали
страны, встречи и беседы в пути вызывают размышления
о судьбах своего Отечества, о долге человека и человече-
ства,— этот образ повествователя предстает как образ на-
шего современника, живущего богатой духовной жизнью.
Обычный дорожный эпизод — переезд через Волгу — вы-
зывает мысль о великих стройках на реке, о давней, еще со
времен Петра, мечте русских соединить водные пути Рос-
сии с пятью морями.

Продолжение сочинения

Читайте также сочинения

Add comment

Реклама
Яндекс.Метрика