Реклама

Sape


загрузка...

Шпаргалки - Сочинения

Народ и господа в сказках
М. Е. Салтыкова-Щедрина

Где-то я вычитал и запомнил мысль, что когда в искус-
стве выходит на первый план политическое содержание
произведения, когда обращают внимание прежде всего на
идейность, соответствие определенной идеологии, забывая
о художественности, искусство и литература начинают вы-
рождаться. Не потому ли сегодня с неохотой читаем мы
«Что делать?» Н. Г. Чернышевского, поздние произведения
В. В. Маяковского, и уж совсем никто из молодых не знает
«идейные» романы 20—30-х годов, скажем, «Цемент»,
«Соть» и прочие.

Мне кажется, что преувеличение роли литературы как
трибуны и арены политической борьбы повредило и Сал-
тыкову-Щедрину
. Ведь писатель был убежден, что «лите-
ратура и пропаганда — одно и то же». Салтыков-Щед-
рин
— продолжатель русской сатиры Д. И. Фонвизина,
Н. А. Радищева, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя и других.
Но он усилил это художественное средство, придав ему ха-
рактер политического оружия. От этого его книги были
острыми и злободневными. Однако сегодня они, пожалуй,
менее популярны, чем произведения Гоголя. Не потому ли,
что в них меньше художественности?

И все же трудно представить нашу классическую лите-
ратуру без Салтыкова-Щедрина. Это во многом совершен-
но своеобразный писатель. «Диагност наших обществен-
ных зол и недугов»,— так отзывались о нем современники.
Жизнь он знал не из книг. Молодым сосланный в Вятку за
свои ранние произведения, обязанный служить, Михаил
Евграфович досконально изучил чиновничество, неспра-
ведливость порядков, жизнь разных слоев общества. Буду-
чи вице-губернатором, убедился, что Российское государ-
ство прежде всего заботится о дворянах, а не о народе,
к которому сам проникся уважением.

Жизнь дворянской семьи писатель прекрасно изобразил
в «Господах Головлевых», начальников и чиновников —
в «Истории одного города» и многих других произведени-
ях. Но мне кажется, что вершин выразительности он до-
стиг в своих небольших сказках «для детей изрядного воз-
раста». Эти сказки, как правильно отмечали цензоры,—
самая настоящая сатира.

Продолжение сочинения

Читайте также сочинения

Add comment

Реклама
Яндекс.Метрика