Реклама

Sape


загрузка...

Шпаргалки - Сочинения

Идея Раскольникова и ее крушение в романе
Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Достоевский в своем романе изображает столкновение
теорий с логикой жизни. По мнению писателя, живой жиз-
ненный процесс, то есть логика жизни, всегда опровергает,
делает несостоятельной любую теорию — и самую передо-
вую, революционную, и самую преступную. Значит, делать
жизнь по теории нельзя. И потому главная философская
мысль романа раскрывается не в системе логических дока-
зательств и опровержений, а как столкновение человека,
одержимого крайне преступной теорией, с жизненными
процессами, опровергающими эту теорию.

Теория Раскольникова построена в своей основе на не-
равенстве людей, на избранности одних и унижении дру-
гих. И убийство старухи задумано как жизненная проверка
этой теории на частном примере. Такой способ изображе-
ния убийства очень ярко выявляет авторскую позицию:
преступление, которое совершил Раскольников — это низ-
кое, подлое дело, с точки зрения самого Раскольникова. Но
он совершил его сознательно, преступил свою человече-
скую натуру, преступая самого себя. И хотя он действовал
сознательно, но в то же время как будто и не по своей во-
ле, как будто выполнял чье-то чужое предписание. Это
впечатление, что Раскольников, одержимый своей идеей,
действовал не по своей воле, а так, будто он краем одежды
попал в колесо, и оно его закружило, завертело, Достоев-
ский усиливает изображением ряда случайностей. В трак-
тире Раскольников подслушал рассуждения студента
о том, что во имя высоких целей старуху-процентщицу
можно убить. И совершенно страшной для самого Расколь-
никова случайностью является убийство им Лизаветы.
Убив старуху-процентщицу, Раскольников перевел себя в
разряд людей, к которому не принадлежат ни «кварталь-
ные поручики», ни Разумихин, ни сестра, ни мать, ни Соня,
ни Заметов. Он отрезал себя от людей «как будто ножни-
цами». Это мешает Раскольникову не только спокойно
жить, а и просто жить. Человеческая натура его не прини-
мает этого отчуждения от людей. Оказывается, человек не
может жить без общения с людьми, даже такой гордый че-
ловек, как Раскольников. Поэтому душевная борьба героя
становится все напряженнее и запутаннее, она идет по
множеству направлений, и каждое приводит в тупик: Рас-
кольников по-прежнему верит в непогрешимость своей
идеи и презирает себя за слабость, за бездарность; то и де-
ло называет себя подлецом. Но в то же время он страдает
от невозможности общения с матерью и сестрой, думать
о них так же мучительно, как думать об убийстве Лизаве-
ты. И он старается не думать, потому что если начнет ду-
мать, то непременно должен будет решить вопрос, куда же
их отнести по своей теории — к какому разряду людей. По
логике его теории они должны быть отнесены к «низшему»
разряду и, следовательно, топор другого Раскольникова
может обрушиться на их головы, и на головы Сони, Полеч-
ки, Катерины Ивановны. Раскольников должен, по своей
теории, отступиться от тех, за кого страдает. Должен пре-
зирать ненавидеть, убивать тех, кого любит. Он не может
этого пережить. Ему невыносима мысль о том, что его тео-
рия сходна с теориями Лужина и Свидригайлова, он нена-
видит их, но не имеет права на эту ненависть. «Мать, сест-
ра, как люблю я их! Отчего теперь я их ненавижу? Да, я их
ненавижу, физически ненавижу, подле себя не могу выно-
сить...» В этом монологе действительно выявляется весь
ужас его положения: человеческая натура его здесь наибо-
лее остро столкнулась с его нечеловеческой теорией. Но
теория победила. И поэтому Достоевский как бы приходит
на помощь человеческой натуре своего героя. Сразу же по-
сле этого монолога он дает третий сон Раскольникова: тот
снова убивает старуху, а она над ним смеется. Сон, в кото-
ром автор выносит преступление Раскольникова на суд на-
родный. Эта сцена обнажает весь ужас деяния Раскольни-
кова.

Достоевский не показывает нравственного воскреше-
ния своего героя, потому что его роман не о том. Задача
писателя состояла в том, чтобы показать, какую власть над
человеком может иметь идея и какой страшной может
быть эта идея, какой преступной.

Идея героя о праве сильного на преступление оказалась
абсурдной. Жизнь победила теорию.

Продолжение сочинения

Читайте также сочинения

Add comment

Реклама
Яндекс.Метрика