Реклама

Sape


загрузка...

Шпаргалки - Сочинения

В чем вина и в чем трагедия
Родиона Раскольникова?

В мировой литературе Достоевскому принадлежит
честь открытия неисчерпаемости и многомерности че-
ловеческой души. Писатель показал возможность со-
четания в одном человеке низкого и высокого, под-
лого и благородного, ничтожного и великого. Че-
ловек — это тайна, в особенности русский человек.
«Русские люди вообще широкие люди... широкие, как
их земля, и чрезвычайно склонны к фантастическому,
к беспорядочному; но беда быть широким без особен-
ной гениальности», — говорит Свидригайлов. В словах
Аркадия Ивановича ключ к постижению характера
Раскольникова. Сама фамилия героя указывает на
двойственность, внутреннюю неоднозначность образа.
А теперь послушаем характеристику, которую дает Ро-
диону Романовичу Разумихин: «Полтора года я Родио-
на знаю: угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее
время мнителен и ипохондрик. Иногда, впрочем,
вовсе не ипохондрик, а просто холоден и бесчувствен
до бесчеловечия, право, точно в нем два противопо-
ложных характера поочередно сменяются. Ужасно вы-
соко себя ценит, и, кажется, не без некоторого права
на то».

Мучительная внутренняя борьба ни на минуту не
утихает в Раскольникове. Родиона Романовича мучает
не примитивный вопрос: убивать или не убивать, а
всеохватная проблема: «Подлец ли человек, весь во-
обще род, то есть человеческий?» Рассказ Мармеладо-
ва о великой Сониной жертве, письмо матери о судьбе
Дунечки, сон о Савраске — все это вливается в общий
поток сознания героя. Встреча с Лизаветой, воспоми-
нания о недавнем разговоре в трактире студента и
офицера об убийстве старухи-процентщицы подводят
Раскольникова к роковому для него решению.

Внимание Достоевского приковано к уяснению
первопричин преступления Раскольникова. Слова
«убить» и «ограбить» могут направить мысль читателя
по ложному пути. Дело заключается в том, что Рас-
кольников убивает совсем не для того, чтобы огра-
бить. И совсем не потому, что живет в нищете, что
«среда заела». Разве не мог бы он, не дожидаясь денег
от матери и сестры, обеспечить себя материально, как
сделал это Разумихин? Человек у Достоевского изна-
чально свободен и сам совершает свой выбор. В пол-
ной мере относится это и к Раскольникову. Убий-
ство — результат свободного выбора. Однако путь к
«крови по совести» довольно сложен и длителен. Пре-
ступление Раскольникова включает в себя создание
арифметической теории «права на кровь». Внутренняя
трагичность и противоречивость образа заключаются
именно в создании этой логически почти неуязвимой
теории. Сама же «великая идея» является ответом на
кризисное состояние мира. Раскольников — явление
не уникальное. Схожие мысли высказывают многие:
студент в трактире, Свидригайлов, даже Лужин...

Основные положения своей бесчеловечной теории
герой излагает в исповедях перед Соней, в разговоре
с Порфирием Петровичем, а до этого намеками, в га-
зетной статье. Родион Романович комментирует:
«...Необыкновенный человек имеет право... разрешить
своей совести перешагнуть... через иные препятствия,
и единственно в том только случае, если исполнение
его идеи (иногда спасительной для всего человечества)
того потребует. Люди, по закону природы, разделяют-
ся вообще на два разряда: на низший (обыкновенных)
и собственно на людей...». Раскольников, как мы
видим, обосновывает свою идею ссылкой на благо
всего человечества, исчисленное арифметически. Но
может ли счастье всего человечества основываться на
крови, на преступлении? Впрочем, рассуждения героя,
мечтающего о «свободе и власти над всею дрожащей
тварью», не лишены и эгоизма. «Вот что: я хотел На-
полеоном сделаться, оттого и убил», — признается
Раскольников. «От Бога вы отошли, и вас Бог пора-
зил, дьяволу предал!» — с ужасом говорит Соня.

Продолжение сочинения

Читайте также сочинения

Add comment

Реклама
Яндекс.Метрика