Реклама

Sape


загрузка...

Шпаргалки - Сочинения

«Нет величия там, где нет
простоты, добра и правды»

(Полководцы в романе-эпопее Л. Толстого
«Война и мир»)
Когда я нишу историческое, я люблю быть
до малейших подробностей верным дейст-
вительности.

Л. Н. Толстой

Что же такое простота, правда, доброта? Всесилен
ли человек, обладающий всеми этими свойствами ха-
рактера? Я часто задавал себе эти вопросы, но отве-
тить на них мне трудно. Я обращаюсь к классике.
Пусть она мне поможет в этом разобраться. Имя Льва
Николаевича Толстого знакомо мне с раннего детства.
Но вот недавно, всего лишь год назад, я прочитал
роман «Война и мир». Это великое произведение за-
ставило меня по-иному смотреть на вопросы, которые
стоят в начале моего сочинения. Как часто упрекали
Толстого в том, что он исказил историю тысяча во-
семьсот двенадцатого года, что он исказил действую-
щих лиц Отечественной войны. По мысли великого
писателя, история-наука и история-искусство имеют
различия. Искусство может проникать в самые отда-
ленные эпохи и передавать саму сущность прошедших
событий и людей, в них участвовавших. Действитель-
но, история-наука делает упор на частностях и по-
дробностях событий, ограничиваясь лишь их внешним
описанием, а история-искусство охватывает и переда-
ет общий ход событий, в то же время проникая в глу-
бину их внутреннего смысла и значения. Это надо
иметь в виду, оценивая исторические события в ро-
мане «Война и мир».

Откроем страницы этого произведения. Салон
Анны Павловны Шерер. Здесь впервые возникает ост-
рый спор о Наполеоне. Его начинают гости салона
знатной дамы. Закончится этот спор лишь в эпилоге
романа.

Для автора не только не было ничего привлека-
тельного в Наполеоне, но, напротив, Толстой всегда
считал его человеком, у которого были «помрачены
ум и совесть», и поэтому все его поступки «были
слишком противоположны правде и добру...». Не го-
сударственный деятель, умеющий читать в умах и
душах людей, а избалованный, капризный и само-
влюбленный позер — таким предстает император
Франции во многих сценах романа. Вот, встретив рус-
ского посла, он «взглянул в лицо Балашева своими
большими глазами и тотчас же стал смотреть мимо
него». Немного задержимся на этой подробности и
сделаем вывод, что Наполеона не интересовала лич-
ность Балашева. Видно было, что только то, что про-
исходило в его душе, имело интерес для него. Ему ка-
залось, что все в мире зависит только от его воли.
Может быть, рано делать вывод из такого «частного»
случая, как невнимание Наполеона к русскому послу?
Но этой встрече предшествовали и другие эпизоды, в
которых также проявилась эта манера императора
«смотреть мимо» людей. Вспомним тот момент, когда
польские уланы, чтобы угодить Бонапарту, бросаются
в реку Вилию. Они тонули, а Наполеон спокойно
сидел на бревне и занимался другими делами. Вспом-
ните сцену поездки императора по Аустерлицкому
полю сражения, где он проявил полнейшее равноду-
шие к убитым, раненым и умирающим.

Убежденный в своей исключительности, в своем
превосходстве над людьми, Наполеон считает себя не
только вправе, но видит свое жизненное призвание в
том, чтобы самовластно распоряжаться судьбами на-
родов и государств. Он деспот не только по положе-
нию, но и по убеждению, легко перекраивающий
карту Европы, свирепо подавляющий всех непокор-
ных. Свою тиранию он рассматривает как истинное
проявление добра и человеколюбия.

Продолжение сочинения

Читайте также сочинения

Add comment

Реклама
Яндекс.Метрика