Реклама

Sape


загрузка...

Шпаргалки - Сочинения

Недавняя история страны
в произведениях современных авторов

В последние годы увидели свет произведения, долгое время находившиеся
под запретом или не публиковавшиеся и воссоздающие картину духовной
жизни советского общества в тридцатые и сороковые годы. Эти книги
написаны с подлинной творческой свободой, большей частью без ориента-
ции на немедленную публикацию. Обращение писателей к такому сложному
и противоречивому периоду в истории советского общества, как тридцатые-
сороковые годы, продиктовано стремлением раскрыть корни тех явлений
которые привели к политическим искажениям и к преступлениям против
народа. Поток публикаций, вызвавший настоящий книжно-журнальный бум
в конце восьмидесятых годов, можно условно разделить на ряд проблем.
Здесь и тема сталинских репрессий, и новый взгляд на коллективизацию, и
проблема переселения народов и связанных с ним национальных трагедий,
и осмысление судьбы науки, втиснутой в жесткие идеологические рамки.
Каждая из этих проблем по-разному освещается различными писателями.

В современной литературе вновь и вновь возникает тема коллективизации.
Внимание писателей приковывают к себе события, связанные с так называ-
емым «великим переломом». Казалось бы, это время ярко запечатлено в ряде
произведений, написанных по горячим следам событий, и прежде всего в
«Поднятой целине» М. Шолохова. Однако события далеких лет представля-
ются сейчас уже в другом свете и могут быть осмыслены заново. К этому есть
достаточно оснований. Политическое прожектерство и волюнтаризм приве-
ли к удару по середнякам и к подрыву сельского хозяйства, к явлениям,
имевшим губительные последствия для судеб крестьян. Это раскрыто в таких
произведениях шестидесятых годов, как «На Иртыше» С. Залыгина, «Про-
щай, Гульсары!» Ч. Айтматова, «Кончина» В. Тендрякова и другие. Среди
современных произведений наиболее яркими оказались романы «Мужики и
бабы» Б. Можаева и «Кануны» В. Белова. Роман Бориса Можаева раскры-
вает перед нами широкую картину жизни села в конце двадцатых и в первой
половине 1930 года. В романе сталкиваются, с одной стороны, политические
авантюристы, карьеристы, самоуправцы, действующие в нарушение каких
бы то ни было законов, способные только командовать крестьянами, с другой
— крестьяне-середняки, сопротивляющиеся самоуправству, разорению их
хозяйства. На них обрушивается многое: «твердые задания» по сдаче хлеба,
индивидуальное обложение по первому и по второму кругу, конфискация и
распродажа имущества, выселение середняков из домов и отправка на
поселение, превращение церкви в ссыльной пункт и прочее. Ломается уклад
сельской жизни с ее давними традициями, устойчивый мир связей и
отношений, издавна существовавший в крестьянской общине, нагнетается
атмосфера вражды между односельчанами. В конечном счете все это
приводит к взрыву негодования, к кровавым столкновениям и жертвам.
Драматизм борьбы, накал ее таков, что возникает впечатление народной
трагедии.

А. <strong>Рыбаков</strong> в романе «Дети Арбата» сосредоточил внимание на одном из
самых острых моментов в политической жизни страны — на событиях 1932-
1934 годов. В романе убедительно доказано, что там, где власть в руках
бюрократов, где цифры, бумажки и циркуляры выдвинуты на первый план,
а живой человек отодвинут на второй, — люди перестают жить нормально,
потому что происходит самое страшное — обесценивание человеческой
жизни. Обстановка превратила человека в слепого исполнителя, нерассуж-
дающего, безынициативного. Зачем думать, если за всех думает и решает
<strong>Сталин</strong>? А. <strong>Рыбаков</strong> постоянно подчеркивает сущность Сталина, он видит в
нем жестокого, влюбленного в себя и в свою власть правителя, не допуска-
ющего, чтобы люди имели свое мнение. <strong>Сталин</strong>, каким он изображен в
романе, вполне оправдывает свои характеристики «великий и гениальный».
Это был действительно великий талант разделять и властвовать. <strong>Сталин</strong>
создал в стране свой режим, подавляющий в человеке все человеческое.
Этому режиму противостоят лучшие представители молодого поколения,
сформировавшегося в тридцатые годы. Самым ярким, значительным приме-
ром мужественного противостояния обесцениванию личности служит жизнь
Саши Панкратова. Сашу не сломить, не заставить отступить от нравственных
принципов его жизни, которые утверждают право человека на свободу
поступков и возможность защищать свои поступки, доказывать, что ты
поступил правильно. Саша обладает силой воли, способен постоять за себя
и неизменно идет до конца за правду и честь. Да, вера в страну, святая любовь
к Родине, подлинная честность — вот определяющие черты молодого
поколения той эпохи. Несмотря ни на что, большая часть молодежи не
утратила чувства собственного достоинства. Роман А. Рыбакова «Дети
Арбата» важен и нужен сегодня потому, что в нем наша история и, какова
бы они ни была, мы обязаны ее знать и принять. «Дети Арбата» дают пример
беззаветной любви к Родине, веры в положительный идеал. А напоминание
обо всем этом нужно нам. Роман А. Рыбакова — талантливое свидетельство
прошедшей эпохи и глубокое осмысление современности, в которой не
должны повториться трагические ошибки прошлого, так дорого стоившие
нашему народу.

Герои незаконченного романа Юрия Трифонова «Исчезновение» — госу-
дарственные и партийные деятели. Они живут в огромном «доме на
набережной», из которого по ночам увозят их товарищей, а оставшиеся
пытаются понять: в чем дело, за что, почему? Глубоко трагично для них
сознавать, что ни логики, ни элементарной справедливости во всем этом нет
и быть не может.

Продолжение сочинения

Читайте также сочинения

Add comment

Реклама
Яндекс.Метрика