Реклама

Sape


загрузка...

Шпаргалки - Сочинения

Нравственные проблемы в современной литературе

Большое место в литературе 70-80 годов занимают произведения о
сложных нравственных поисках людей: о проблемах добра и зла, о ценности
жизни человека, о столкновении равнодушной безучастности и гуманисти-
ческой боли. Причем ясно прослеживается, что возрастание интереса к
нравственным проблемам сочетается с усложнением самих нравственных
поисков.

В этом плане очень значительно, с моей точки зрения, творчество таких
писателей, как В. Быков, В. Распутин, В. Астафьев, Ч. Айтматов,
В. Дудинцев, В. Гроссман и др.

В повестях В. Быкова нравственная проблема всегда служит как бы вторым
оборотом ключа, открывающим дверь в произведение, которое при «первом
обороте» представляет собой какой-нибудь небольшой военный эпизод. Так
построены «Круглянский мост», «Обелиск», «Сотников», «Волчья стая»,
«Его батальон» и другие повести писателя. Особенно интересуют Быкова
такие ситуации, в которых человек, оставшись один, должен руководство-
ваться не прямым приказом, а единственно лишь своим нравственным
компасом.

Учитель Мороз из повести «Обелиск» воспитывал в детях доброе, светлое,
честное. И когда принта война, его ученики устроили покушение на полицая
по прозвищу Каин. Детей арестовали. Немцы пообещали отпустить ребят,
если явится укрывшийся у партизан учитель. С точки зрения здравого
смысла, являться Морозу в полицию было бесполезно: гитлеровцы все равно
не пощадили бы подростков. Но, с нравственной точки зрения, человек (если
он действительно человек!) должен подтвердить своей жизнью то, чему он
учил, в чем убежден. Мороз не мог бы жить, не мог бы дальше учить, если
бы хоть один человек подумал, что он струсил, оставил детей в роковой
момент. Морей был казнен вместе с ребятами. Поступок Мороза был
осужден некоторыми как безрассудное самоубийство, и после войны на
обелиске на месте расстрела школьников его фамилии не оказалось. Но
именно потому, что проросло в душах то доброе семя, которое он заронил
свои подвигом, нашлись те, кто сумел добиться справедливости: имя учителя
было дописано на обелиске вместе с именами ребят-героев.

Продолжение сочинения

Читайте также сочинения

Add comment

Реклама
Яндекс.Метрика