Реклама

Sape


загрузка...

Шпаргалки - Сочинения

Сатира в творчестве Маяковского

Мы всех зовем,

чтоб в лоб,

а не пятясь,

критика

дрянь косила...

В. маяковский

Одной из наиболее ярких сторон поэтического творчества Маяковского
была сатира, блестящим мастером которой он считался по праву. Высокий,
волнующий пафос и проникновенный лиризм уживались в нем с сатиричес-
кой беспощадностью, с щедринским, свифтовским издевательским смехом.
Чем выше и чище рисовался поэту сияющий идеал нового человека, тем
яростнее обрушивался он на пошлость, бескультурье, жадность и хищничес-
тво. «Какого злого, сильного, «кусачего» врага нашло себе в Маяковском
наше мещанство, чиновничество, перерожденческое подхалимство! Какие
великолепные громы и молнии обрушивал маяковский на духовную заско-
рузлость, идеологический склероз, тину, и слякоть ленивой мысли, «мысли-
тельное» лежание на печи, оказенивание быта и нравов, бюрократизм
больших и малых чинуш и сутяг!» — писал Н. И. Бухарин в прощальной
статье с подзаголовком «Скорбные мысли» накануне похорон великого
Поэта.

«Грозным смехом» назвал Маяковский свои гневные сатирические стихи,
Т. к. ими он помогал выжигать из нашей жизни «разную дрянь и ерунду». поэт
считал своим долгом «реветь медногорлой сиреной в тумане мешанъя, у бурь
в кипеньи». В рифме поэт видел не только «ласку и лозунг» для друзей, но
и «штык и кнут» для врагов. Острым словом разил он лодырей, бюрократов,
расхитителей народной собственности и прочих «мерзавцев». Объекты
сатиры Маяковского так же многообразны, как и сама действительность. Его
сатирический кнут доставал врага, под какой бы личиной он ни являлся:
интервента или убийцы из-за угла, карьериста-подхалима или советского
«помпадура» с партийным билетом. Еще в 1921 году в стихотворении «О
дряни» Маяковский смело изобразил высунувшееся «из-за спины РСФСР
мурло мещанина». Неподражаема его «товарищ Надя»:

И мне —

с эмблемами платья.

Без серпа и молота

не покажешься в свете!

В чем сегодня

буду фигурять я

на балу

в Реввоенсовете!?

Маяковский по-горьковски ненавидел мещанство, высмеивал и разобла-
чал его повсюду: в крупном и мелком, в быту и искусстве, среди части
современной ему молодежи. Таковы его стихотворения «Любовь», «Даешь
изячную жизнь», «Письмо к любимой Молчанова», «Пиво и социализм»,
«Маруся отравилась» и др.

Темы сатиры Маяковского развиты и в его комедиях «Клоп» и «Баня». В
«Клопе» изображен некий Присыпкин, переделавший «для изящества» свою
фамилию в Пьера Скрипкина. «Бывший рабочий, ныне жених», он женился
на девице Эльзевире Ренессанс, маникюрше, «обстригшей бывшие присып-
кинские когти». Для предстоящего «красного бракосочетания» он закупает
«красную ветчину», «красноголовые бутылки и красное прочее». В резуль-
тате ряда фантастических событий Присыпкину удается в замороженном
виде дожить до грядущего коммунистического общества. Его разморажива-
ют, и люди будущего с удивлением рассматривают это «водкой питающееся
млекопитающее». Однако он распространяет вокруг себя болезнетворные
бациллы алкоголизма, подхалимства и гитарноромансовой чувствительнос-
ти. И Присыпкина как редчайший экземпляр «обывателиуса вульгарис»
вместе с его неизменным спутником — «клопусом нормалис» помещают в
качестве экспоната в зоологический сад.

Вторая комедия Маяковского представляет собой острейшую сатиру на
бюрократизм. "Баня" — моет (просто стирает) бюрократов», — писал
маяковский. Центральный герой пьесы — «главначпупс» (главный началь-
ник по управлению согласованием) Победоносиков. Он пытается уехать в
изобретенной комсомольцами «машине времени» в будущее, в «коммунис-
тический век». Он даже заготовил мандаты и командировочные удостовере-
ния и выписывает суточные из «среднего расчета за 100 лет». Но «машина
времени рванулась вперед пятилетиями, удесятеренными шагами, унося
рабочих и работающих и выплевывая Победоносикова и ему подобных».

Исключительно богат и многообразен набор сатирических средств Мая-
ковского. «Оружия любимейшего род» — так называл поэт свою отважную
«кавалерию острот», чьи героические рейды были поистине неотразимы.

Излюбленный сатирический прием Маяковского — это крайний гипербо-
лизм. Бесконечно гиперболизированное явление становится уже фантасти-
ческим. Этими фантастическими и гротескными гиперболами Маяковский
пользовался еще в своих ранних «Гимнах». Так, в «Гимне судье» мы читаем:

Глаза у судьи — пара жестянок
мерцает в помойной яме.
Попал павлин оранжево-синий
под глаз его строгий, как пост, —
и вылинял моментально павлиний
великолепный хвост!

Вообще Маяковский неподражаем в искусстве шаржа — сатирического
подчеркивания, сгущения обличаемых черт. Великолепным примером в этом
отношении является стихотворение «Шесть монахинь».

Трезвые, чистые,

как раствор борной,
вместе, эскадроном,

садятся есть.
Пообедав, сообща

скрываются в уборной.
Одна зевнула —

зевают шесть...
Придешь ночью —

сидят и бормочут.
Рассвет в розы —

бормочут стервозы!
И днем, и ночью,

и в утро, и в полдни
Сидят и бормочут

дуры господни.

Продолжение сочинения

Читайте также сочинения

Add comment

Реклама
Яндекс.Метрика