Реклама

Sape


загрузка...

Шпаргалки - Сочинения

Петербург Достоевского

«Преступление и наказание» иногда называют «петербургским романом».
Достоевский, как и герой романа, любил этот город горькой и мучительной
любовью и по-своему воспринимал его.

В своем подходе к изображению Петербурга Достоевский близок к Гоголю
и Некрасову, в произведениях которых город предстает перед нами душным,
грязным, неприспособленным для здоровой, нормальной жизни всех его
обитателей. Петербург Раскольникова и Акакия Акакиевича из гоголевской
«Шинели» существуют рядом, никак не пересекаясь с Петербургом Татьяны
Лариной и Евгения Онегина, Элен Курагиной и Анны Карениной. Пушкин
и Толстой дали нам панораму жизни высшего света, который ничего общего
не имеет с миром и жизнью «маленьких людей». Петербург Пушкина и
Толстого — зимний, с хрустящим снегом, Адмиралтейской иглой, поздним
рассветом. Петербург Достоевского и Некрасова — летний, когда «природе
подвластна, зацветает в каналах вода». Петербург Достоевского болен, и
больны, кто нравственно, кто физически, многие персонажи его произведе-
ний. Характерной чертой, по которой мы узнаем обстановку и людей,
затронутых болезнью, является раздражающий, навязчивый, нездоровый
желтый цвет. Желтые обои и мебель желтого дерева в комнате старухи-
процентщицы, желтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая,
«похожая на шкаф или на сундук» каморка Раскольникова, женщина-
самоубийца с желтым испитым лицом, желтоватые обои в комнате у Сони,
«мебель из желтого отполированного дерева» в кабинете Порфирия Петро-
вича, перстень с желтым камнем на руке Лужина... Эти детали отражают
напряженную безысходную атмосферу существования главных действую-
щих лиц произведения, являются предвестниками недобрых событий.

Безотраден, сумрачен городской пейзаж в романе «Преступление и
наказание», хотя время действия — лето и погода стоит жаркая. Глазами
голодного бедняка мы смотрим на летний Петербург: «На улице жара стояла
страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль
и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не
имеющему возможности нанять дачу, — все это разом неприятно потрясло
и без того расстроенные нервы юноши».

Картины природы или описания великолепных видов столицы встречаются
в романе лишь как контраст такому безотрадному изображению. Голодный
юноша чувствует себя отверженным среди богатых особняков, разряженных
женщин. На мосту, с которого открывается величественная невская панора-
ма, Раскольников чуть не попал под богатую коляску, и кучер хлестнул его
кнутом на потеху прохожих... Оттого-то ему больше по сердцу нищая Сенная
площадь. В этой части Петербурга он чувствует себя своим и находит в ней
своеобразную красоту. «...Я люблю, как поют под шарманку в холодный,

Продолжение сочинения

Читайте также сочинения

Add comment

Реклама
Яндекс.Метрика