Реклама

Sape


загрузка...

Шпаргалки - Сочинения

Тема народа в поэме Н. А. Некрасова
«Кому на Руси жить хорошо»

Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877) отразила мучи-
тельные раздумья Н. А. Некрасова о судьбе русского крестьянства в
пореформенную эпоху. В произведении поставлена проблема народного
счастья. Вспомним, что еще в стихотворении «Элегия» вопрос о «народном
счастье» звучал риторически:

Народ освобожден, но счастлив ли народ?..

Действительно, реформа 1861 года стала новой формой экономической
кабалы. На бедственное положение «освобожденных» указывают в начале
поэмы «Кому на Руси жить хорошо» красноречивые названия губернии,
уезда, деревень... Лишь в 1881 году было ликвидировано «временно-
обязанное состояние».

Некрасов искренне сочувствовал тяжелой доле русского крестьянства. Он
создал народную поэму. Основной пафос произведения — пробуждение
сознания народа, тема неизбежности крестьянской революции. Сама компо-
зиция отражает авторскую веру в победу справедливости. Наиболее револю-
ционно звучащая часть «Пир — на весь мир» завершает поэму-эпопею.

В «Кому на Руси жить хорошо» показаны многочисленные представители
крестьянства. Некрасов отнюдь не идеализирует народ. Развращающая сила
крепостного рабства повлияла на какую-то часть крестьян. Обобщающая
характеристика «людей холопского звания» (дворовый человек, гордящийся
«барской болезнью» подагрой; холоп князя Утятина Ипат, Яков и др.) дана
в словах:

Люди холопского звания —

Сущие псы иногда:

Чем тяжелей наказания,

Тем им милей господа.
Однако и в среде «холопов по убеждению» появляются ростки пассивного
сопротивления. Даже «верный Яков» осмеливается протестовать против
барского самодурства. Свое несогласие с решением помещика отдать Гришу
в солдаты герой выражает так:

Яков на сосну высокую прянул,

Вожжи в вершине ее укрепил.

Перекрестился, на солнышко глянул,

Голову в петлю — и ноги спустил!..

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» показаны и рядовые представители
бедности, и правдолюбцы, и активные борцы за народное счастье. Постоян-
ный, каждодневный труд — вот экономическая и нравственная основа

крестьянской жизни. Некрасов с уважением и любовью рисует портрет
«вечного труженика» Якима Нагого:

И сам на землю-матушку

Похож он: шея бурая,

Как пласт, сохой отрезанный,

Кирпичное лицо,

Рука — кора древесная,

А волосы — песок.

Тяжелая жизнь не истребила в душе крестьянина стремления к красоте. О
духовном богатстве Якима Нагого говорит его попытка спасти во время
пожара «картиночки»:

Скорей бы взять целковые,
А он сперва картиночки
Стал со стены срывать...

В условиях социальной несправедливости крестьянская среда закономер-
но выдвигала правдолюбцев, борцов за человеческое достоинство рядового
труженика. К числу таких правдолюбцев относится и Ермила Гирин (глава
«Счастливые»). Выбранный бурмистром, он

В семь лет мирской копеечки

Под ноготь не зажал,

В семь лет не тронул правого,

Не попустил виновному,

Продолжение сочинения

Читайте также сочинения

Comments   

 
0 #2 MrJames 2011-10-10 11:01
...
Quote
 
 
0 #1 Guest 2011-02-11 18:32
а где проблемы которые поднимает Некрасов в этом произведении, можно рассказать о нравственных и так же о понимании счастья, греха, дома, справедливости сочинение это на 3 + все главное пропущено
Quote
 

Add comment

Реклама
Яндекс.Метрика