Реклама

Sape


загрузка...

Шпаргалки - Сочинения

Образы помещиков в «Мертвых душах»
Н. В. Гоголя

Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» — величайшее произведение мировой
литературы. В омертвении душ персонажей — помещиков, чиновников,
Чичикова — писатель усматривает трагическое омертвение человечества,
унылое движение истории по замкнутому кругу.

Сюжет «Мертвых душ» (последовательность встреч Чичикова с помещи-
ками) отражает представления Гоголя о возможных степенях деградации
человека. «Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого», —
отмечал писатель. В самом деле, если Манилов еще сохраняет в себе
некоторую привлекательность, то Плюшкин, замыкающий галерею помещи-
ков-крепостников, уже открыто назван «прорехой на человечестве».

Создавая образы Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшки-
на, Гоголь прибегает к общим приемам реалистической типизации (изобра-
жение деревни, господского дома, портрета хозяина, кабинета, разговора о
городских чиновниках и мертвых душах...). В тех случаях, когда это
необходимо, предстает перед нами и биография персонажа.

В образе Манилова запечатлен тип праздного мечтателя, «романтическо-
го» бездельника. Хозяйство помещика находится в полном упадке. «Дом
господский стоял на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам,
каким только вздумается подуть...» Ворует ключница, «глупо и без толку
готовится на кухне», «пусто в кладовой», «нечистоплотны и пьяницы слуги».
А между тем воздвигнута «беседка с плоским зеленым куполом, деревянны-
ми голубыми колоннами и надписью: "Храм уединенного размышления"
Мечты Манилова вздорны и нелепы. «Иногда... говорил он о том, как бы
хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд
выстроить каменный мост...» Гоголь показывает, что Манилов пошл и пуст,
реальных духовных интересов у него нет. «В его кабинете всегда лежала
какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, кото-
рую он постоянно читал уже два года». Пошлость семейной жизни (отноше-
ния с женой, воспитание Алкида и Фемистоклюса), приторная слащавость
речи («майский день», «именины сердца») подтверждают, проницательность
портретной характеристики персонажа. «В первую минуту разговора с ним
не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую
минуту разговора ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что
такое!» — и отойдешь подальше; если не отойдешь, почувствуешь скуку
смертельную». Гоголь с потрясающей художественной силой показывает
мертвенность Манилова, никчемность его жизни. За внешней привлекатель-
ностью скрывается духовная пустота.

Продолжение сочинения

Читайте также сочинения

Add comment

Реклама
Яндекс.Метрика