Реклама

Sape


загрузка...

Шпаргалки - Сочинения

(Отрывки)

... Стендаль сводит своего юного и великодушного героя с двумя женщинами, которые принадлежат к противоположным типов, и душа юноши разрывается между ними; у героя всегда находится мощный покровитель, и ему постоянно вредит враг, отъявленный негодяй. Такая постоянная схема романов Стендаля.

Итак, Стендаль 1827 прочитал в газетах историю Антуана Берте. Она глубоко заинтересовала его по многим причинам: прежде всего потому, что этот судебный процесс - полностью готов роман о годах ученичества молодого человека; а еще и потому, что молодые люди такого типа ему нравятся. Он любит энергию и считает, что эта энергия присуща именно таким, как Антуан Берте - очень молодым и очень бедным, образованным, несчастным и честолюбивым. Среди людей такого типа и встречаются выдающиеся натуры, следовательно, Антуан Берте и его драма привлекают к себе внимание Стендаля. С 1827 году он размышляет над судьбой Берте, но пока не приступает к работе над своей книгой: писать ее он начнет лишь в 1829 года. В годы Реставрации Стендаль, безусловно, не мог бы ее опубликовать; революция 1830 придает ему смелости, и 1831 он может обнародовать свое произведение.

Что сделал Стендаль по истории семинариста? Он сам как бы превратился в Антуана Берте; госпожа Мишу, первую женщину, за которой ухаживал Берте, он превратил в госпожа де Реналь, героиню, значительно прекрасную, чем реальная госпожа Мишу. Мадемуазель де Граница стала Матильдой де ла Моль; аббат Райян - ужасным аббатом Кастанеды, вожаком негодяев, а господин де Граница - господином де ла Моль, магом-чародеем. Словом, в рамки реальной жизненной драмы Стендаль ввел своих марионеток. Когда писатель заканчивал книгу, он, желая остаться верным реальной жизни, должен был заставить Жюльена Сореля убить госпожа де Реналь. Перед вами очень интересный пример взаимоотношений между конфликтом романа и жизненным конфликтом: изучите персонажей, описанных в «Красном и черном», и это убийство покажется вам неправдоподобным. Жульен слишком умный и благородный, чтобы стать убийцей госпожи де Реналь, а сама госпожа де Реналь слишком трогательная, чтобы можно было решиться убить ее. Однако Стендаль хотел остаться верным реальности, и он сохранил в романе убийство. Но вот оказалось, что именно этот эпизод прекрасен. Ничего не бывает гениальнее за жизни.

Здесь следует сделать несколько замечаний. Многие критики рассматривали эту развязку как малоправдоподобным и забросали Стендалю то, что он переходит на скороговорку именно там, где нужны подробные объяснения. Даже Мериме считал, что Жульен жестокий. Я же, как и Ален, наоборот, убежден, что развязка действительно замечательная. Действие здесь должна быть стремительной, для внутренних монологов нет места, потому что у Жюльена решение и действие неразрывны. Все происходит так, будто Жульен отдает военный приказ самому себе. Подобно тому, как однажды он решился: «В два часа ночи я войду в комнату госпожи де Реналь»; так же, как он, узнав о том, какое зло она ему причинила, решил: «Я ее убью», - и с той минуты он уже больше не раздумывает. И все же любил ли он ее? Нет сомнения. & Nbsp; Но идеал Жюльена - не верность любви, а верность собственной гордыни. Он убивает без ненависти, как любит без любви. & Nbsp; Это проявление его силы воли. Дать самому себе клятву и соблюсти ее - вот его мораль. Он не боится умереть прежде всего потому, мужественно встретить смерть соответствует его представлению о честь; том, что Жульен никогда не был счастлив и не дорожит жизнью.

И тут возникает удивительная ситуация, проясняет сложный сюжет книги. Госпожа де Реналь не умирает от раны. Она достаточно быстро выздоравливает и не только не проникается ненавистью к Жюльена, но даже не осуждает его за то, что он мстил ей за поступок, о котором она теперь сама сожалеет и в котором раскаивается. Госпожа де Реналь приходит к Жульена в тюрьму, желая заставить его подать апелляцию о смягчении приговора, от чего он упорно отказывается. Она все еще любит его, когда он стрелял в нее. В свою очередь Жульен, увидев снова эту удивительную простую и естественную женщину, которая никогда не превышает своих чувств, понял, что никого не любил, кроме нее.

Что ему казнь, к которой он обречен, когда госпожа де Реналь может ежедневно приходить к нему в тюрьму! Наконец он понял: единственное истинное счастье в этих мгновениях, полных нежности, когда говорят о мелочах, прерываемых поцелуями. И вот, по моему мнению, самый важный урок романа: именно потому, что Жульен оказался в тюрьме и что у него в буквальном смысле нет будущего, он наконец исцелился от честолюбия. Только теперь он готов жить и наслаждаться сегодняшним днем. И госпожа де Реналь много многом разделяет его беспечность и светлую радость.

Такая коренная разница между природой любви и природе честолюбия. Любовь живет сегодняшним и прошлыми воспоминаниями, в этом оно черпает простодушные, но настоящие радости; честолюбие ждет радостей от будущего, которое оно пытается создать. Вот почему честолюбие почти всегда бывает обманутым, ибо будущее не принадлежит человеку. Роковой случай подстерегает честолюбца, случай, который может в один миг свести на нет терпеливы усилия тридцати лет. Най-гениальной люди пытались уберечь себя от рокового стечению обстоятельств, все предусмотреть, заранее все обезвредить, чтобы избежать грозы. Но ни один из них не преуспел в этом. & Nbsp; В то время как влюбленный, собирая цветы в те минуты, когда они расцветают, наслаждается радостями настоящего, он, кроме того, еще и уготовляе себе сладкие воспоминания. Любовь, я в виду, конечно, любовь истинную, и полная внутренняя гармония, которая возникает вследствие абсолютной искренности, - вот единственные настоящие блага, в которых человек может быть определенного. Лицемерие спасло бы Жюльена у него нашлись бы мощные покровители, если бы он пошел на какую-либо политическую или религиозную соглашение. Лицемерие, возможно, приносит выгоду сразу или в далеком будущем в виде собственности или успешной карьеры, но оно несовместимо с счастьем. Это дорога сердцу Стендаля мнение, и он выражает ее во всех своих романах.

Урок этой истории? их несколько. Первый такой: никогда не следует жалеть, что человеком овладевают страсти. Это все равно, как жалеть, что человек является человеком. Кем был бы Жульен без честолюбия и без любви? Незаметным крестьянином, педантичным, а впоследствии - вульгарным лакеем. Страсть - единственная сила, которая возвышает человека над животным. Для этого страсти имеют быть высокими, но, чтобы стать высокими, они должны существовать. Без любви Фабрицио был бы банальным ловеласом. Граф Моска был бы без страсти стоит не более, чем принц Пармский. Только благодаря страсти Люсьену Левену удается избавиться мелкой уязвимости. Стендаль любит людей с итальянским складом души, он предпочитает неистовым натурам перед натурами мягче.

Второй урок Стендаля, и урок возвышенные, заключается в том, что выше страсть настоящее чувство. Ведь страсть - это своего рода болезнь, безусловно, необходима и такая,

что, когда человек от нее выздоравливает, очищает ее душу от определенной плесени, но наносит часто мучительных страданий. Настоящее чувства, наоборот, - здоровое и стабильное состояние человека, которого она достигает, пройдя через пламя страстей. Более высоким, чем страсть-честолюбие, которое проявляется в стремлении подчинить себе других, есть чувство-честолюбие - это стремление подчиниться самому. Возможно, в такой честолюбия вознесся во время своего пребывания на острове Святой Йеле-ны кумир Стендаля и Жюльена Сореля - Наполеон. Действительно, разве был император никогда не велик, чем в годы ссылки на этом острове, где, потеряв всякую надежду, он перечитывал Корнеля и увлекался абстрактной величием его героев?

Так же выше любви -пристрасть, причинившего столько страданий и самому Стендалю, и героям его романов, стоит любовь-чувство, которой ничто не угрожает, потому что она относится к внутреннего мира человека и неуязвима для внешних событий. Говоря о любовных утехах, Стендаль рассуждает иногда цинично. Он допускает - и даже советует, - чтобы люди стремились их ради душевного спокойствия. Но он знает - и это знают его герои, - что такого рода развлечения мимолетные и не играют серьезной роли в жизни. Он знает также, что любовь-честолюбие, которое пытается удовлетворить гордость и самодовольство (любовь Жюльена к Матильде), остается слабым и уязвимым. & Nbsp; Любовь-честолюбие - это чувство мелочное и подозрительное. & Nbsp; Человек, охваченный таким чувством , все время опасается унизить себя в глазах другого. Этому человеку важно не столько само любовь, сколько мнение других людей к нему. Чтобы вести любовную игру, человек, не колеблясь, прибегает к кокетство как средства кристаллизации чувства.

Истинная любовь не боится любимого существа; человек, любя, добровольно и сознательно обеззброюеться, вступая в любовный поединок. В финале «Красного и черного» госпожа де Реналь не может и не хочет заставить Жюльена страдать; так же и моя Изабелла в романе «Превратности любви» не хочет заставить страдать Филиппа. Оба знают, что их любимые не дадут никакого повода для ревности. Однако их любовь выше взлеты страсти, потому, когда вера в женщину безгранична, она преподносит душу. Человеческая натура такова незавершенного, но душа, охваченная высоким чувством, подчиняет низменные порывы. «Любовь в возвышенных натур укрепляется своеобразной величием, которая гонит прочь сомнения». Таков Корнель, таким часто бывает и Стендаль. их любовь далека от романтической любви, болтливого и чрезмерного. Однако, как отмечает Ален, романтика преподносит любви над правилами общества и вне их. Но, чтобы достичь романтического, вовсе не обязательно на вершине скалы или находиться в тюрьме. Люди, действительно романтические, сооружают хорошо укрепленную крепость на скрытых вершинах своей души.

Такой урок романа «Красное и черное». Я желаю вам хорошо понять его и, поднявшись над своими страстями, познать истинные чувства - возвышенное честолюбие и нежную любовь. & Nbsp; Поскольку в этом - секрет счастья. Пока человек зависит от взглядов других людей и событий внешнего мира, она очень уязвима и обязательно несчастная. Романтическое, как замечательно показал Гегель, - это конфликт между поэзией сердца, воплощенной в герои, и прозаической действительностью. По рыцарских времен герой дрался с неверными и с ветряными мельницами; во времена Стендаля герой сражается с правительством и с негодяями. Сегодня, как и вчера, каждый «находит перед собой бессмысленный и будто зачарованный мир, который он должен победить ... В частности, молодые люди - это новые рыцари, которые должны проложить себе путь, борясь в условиях меркантильного мира». Герой может найти душевный покой только в том случае, когда отныне зависеть только от собственного мнения или от мысли другого благородного человека, на которую он может положиться, как на самого себя. В таком случае он спасен.

Вот истины, которые находим у Стендаля и только у него. Именно поэтому Стендаль имеет читателей в наши дни.

Читайте по этой теме:
Стендаль (1783-1842)
Афоризмы Стендаля
Илья Эренбург. Уроки Стендаля
Елизавета Старинкевич. Замечания переводчика
Дмитрий Затонский. Стендаль и XX века
Андре Моруа. Стендаль

Читайте также сочинения:

Add comment

Реклама
Яндекс.Метрика