Реклама

Sape


загрузка...

Шпаргалки - Сочинения

Разоблачение индивидуалистического произвола в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Русская литература XIX века имела особую миссию: она была голосом всех прогрессивных людей страны, единственной возможностью говорить о противоречиях и трагизме современности, отражала напряженное искание общественной и личной правды. Федор Михайлович Достоевский осознавал эту миссию в полной мере, его личная судьба и творчество - это напряженный поиск путей совершенствования человечества. По его собственному признанию, он был литератором-пролетарием. Желание помочь тысячам таких же обездоленных, как он, привело 25-летнего Достоевского в кружок петрашевцев, участники которого ставили целью осуществить политический мятеж. Через два года вместе с другими кружковцами его арестовали и вынесли приговор о казни. О замене этого приговора на каторжные работы писателю и его товарищам объявили лишь после того, как вывели на плац и несколько минут, которые казались невероятно длинными, они простояли с завязанными глазами, ожидая казни. Это психологическое истязание, умышленно использовано царем, чтобы сломать петрашевцев, глубоко поразило писателя, вызвало ненависть и отвращение к любой жестокости, насилия. Лишь через десять лет писатель имеет возможность вернуться в Петербург, где и развернулась его литературная деятельность.

Достоевский считал, что русская литература его времени требовала «нового слова», которое принадлежало русскому человеку, которое способно было передать и хаос его существования, и сложность его интеллектуальных, нравственных переживаний. Это «новое слово» стало ориентиром в его художественном творчестве.

Одно из величайших творений Достоевского, оказавшее большое влияние на мировую литературу, - роман «Преступление и наказание». Герой его - Раскольников - живет в тесной каморке, его отчислили из университета из-за неспособности платить за обучение. Как человек смелый, честный, с горячей мыслью и внутренней силой, что не терпит никакой фальши, он не желает подчиняться моральным принципам мира, где богатый и сильный издевается над слабым и обездоленным, где гибнет молодая, здоровая жизнь, задавленная нищетой. Убийство жадной, отвратительной процентщицы кажется ему вызовом той морали, которой люди подчинялись испокон, морали, которая утверждает, что человек - это бессильная «вошь». Но мало того, что первое убийство влечет за собой второе: один и тот-же топор убивает и грешника, и праведника (во время убийства случайно возвращается сестра процентщицы, бедная забитая Лизавета). Страшнее другое: убийство процентщицы обнаруживает, что в самом Раскольникове (хотя он не осознает этого) спряталась гордая, самолюбивая мечта о господстве над «тварью дрожаицей» и над «всем людским муравейником». Таким образом, круг размышлений и действий Раскольникова трагически замыкается. Автор заставляет героя отказаться от своих наполеоновских планов, индивидуалистического своеволия, трагически пережить их последствия и обрести новую жизнь, которая объединяет его с другими обездоленными и страдальцами. Его любовь к Соне становится символом этой новой жизни.

Раскольников - трагическая фигура, в душе разворачивается борьба добра и зла. Гений Достоевского заключается в том, что он художественно убедительно показал не только причины индивидуалистического своеволия, но и раскрыл его психологию. В романе много героев, которые на первый взгляд непосредственно не связаны ни с преступлением, ни с судьбой Раскольникова, но без них сюжет не получил бы того грандиозного философского звучания, которое он имеет. Каждый из персонажей романа согласно своей философии толкует поступок Раскольникова. Теория главного героя (большинство людей - «твари дрожащие», которые не способны на борьбу за счастье, потому сильный человек должен взять на себя право, хотя бы и силой, привести их к счастью, такому человеку позволено все, даже кровь и насилие) понятна Лужину и Свидригайлову, они ее не отрицают, также используют, но для достижения своей цели. Порфирий Петрович рассматривает эту теорию с точки зрения закона, Разумихин - как обыватель со здравым смыслом и верностью существующим моральным нормам. Соня осуждает не теорию, а поступки Раскольникова с точки зрения христианской этики. Эти образы показывают, что теория Раскольникова возникает неслучайно, она в отдельных своих элементах представлена в сознании и жизненной позиции других героев.

Продолжение сочинения

Читайте также сочинения:

Add comment

Реклама
Яндекс.Метрика