Реклама

Sape


загрузка...

Шпаргалки - Сочинения

Зарубержая литература 8 класс

Конфликт между идеалом и действительностью в романе Сервантеса «Дон Кихот»

Мигель де Сервантес Сааведра - испанский писатель-гуманист. Главное его произведение - роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (1605-1615) - выдающееся явление эпохи Возрождения, имевшее влияние на мировую культуру.

Чтобы понять, о чем и о ком этот роман, надо вспомнить, какой была Испания, когда жил и творил Сервантес. Это была могучая колониальная держава, территории которой простирались на полмира. Король Филипп II гордо заявлял: «В моих владениях никогда не заходит солнце». С покоренных земель по «золотому» Гольфстриму поплыли к метрополии караваны кораблей, нагруженных золотом, серебром и другими богатствами. Однако это не послужило экономическому и социальному прогрессу страны. Феодально-абсолютистская диктатура была преградой развития национальной экономики и промышленности. Все драгоценности оседали в карманах испанских чиновников - дворян и священников. Испания ничего не производила, покупая все в европейских странах. Ремесленники, крестьяне бедствовали, по стране ходили толпы нищих. Приближался экономический кризис. В 1588 году английский флот потопил испанский, и Англия стала господствовать на море. Началось падение Испании в пропасть. Одна за другой освобождались от власти испанских монархов европейские страны. Хотя величие Испании было разрушено, но в характере испанцев осталась чрезмерная самоуверенность, феодальная гордыня, погоня за авантюрными приключениями, неумение правильно оценить ситуацию. Эти черты проявились в средневековой литературе, в частности в рыцарском романе. Этот роман соответствовал запросам испанской аристократии, стал «настольной» книгой испанских идальго, поддерживая в них дух рыцарского авантюризма, призывая к воинским подвигам, перекликаясь с приключенческо-завоевательной романтикой испанских конкистадоров. Во времена короля Филиппа II, а именно тогда и начинал свои первые литературные упражнения Сервантес, чтение рыцарских романов становится страстью феодальной молодежи. Под влиянием этих произведений юные идальго покидали родные дома и отправлялись за океан искать приключений и подвигов, а те, которые оставались в своих имениях, погружались в мир собственных иллюзий, не понимая того, что на страну и на них надвигается жестокая реальность.

Сервантес считал, что рыцарские романы уже отжили свое и стали вредными для испанского общества, поэтому и задумал роман о хитроумного идальго Дон Кихота как пародию на этот жанр. Но книга быстро переросла первоначальный замысел. Сервантес показал в романе широкую картину жизни современной ему Испании. История приключений «мудрого безумца» Дон Кихота, который решил стать идеальным рыцарем, помогли автору изобразить истинные детали жизни, но в то же время показать невозможность действительности без идеалов.

Главный конфликт романа - столкновение идеальных представлений о действительности с самой действительностью. Подобно героям рыцарских романов, Дон Кихот выезжает на поиски подвигов ради прославления имени дамы своего сердца. В этом образе причудливо переплетаются благородные, чистые идеалы и нелепые поступки. Странствующий рыцарь мечтает служить людям, чтобы уничтожить зло, отменить беззаконие, а на самом деле, безроссудливимы действиями умножает зло. Дон Кихот не воспринимает реально той жизни, которая его окружает, и напрасно пытается искоренить недостатки своих современников. Намерения славного идальго часто не соответствуют губительным последствиям его поступков. Увидев, как дюжий сельчанин колотит мальчишку-пастушка Андреса, рыцарь вступился за несчастного. Крестьянин обещал Дон Кихоту не издеваться над мальчиком и заплатить ему все, что должен. Рыцарь был в восторге от своего благородного поступка и поехал дальше, а сельчанин, как только заступник обиженных скрылся из глаз, избил пастушка до полусмерти. И Андрес проклинает Дона Кихота за то, что тот осложнил его жизнь. Конечно, защищая Андреса, наш идальго действует как смелый и благородный человек, но он не понимает, что не все люди живут по законам морали, и слово, данное корыстолюбивым мироедом, ничего не стоит. Дон Кихот не разбирается в людях, хотя и говорит, что каждому нужно судить по делам его. Поэтому получается, что маленький мальчик Андрес трезво оценивает своего хозяина, чем зрелый идальго. Черты Дон Кихота обобщены в символическом бою с ветряными мельницами. Это выражение приобрело значение - «бесплодная борьба с воображаемыми препятствиями, псевдогероический поступок, порожденный игрой вымысла, фантазии, самообмана». Рыцарь печального образа принимает ветряки за Долгоруких великанов. Великаны - постоянные враги героев рыцарских романов. В христианской традиции они - символы зла и гордыни, самого страшного из грехов. Дон Кихот заранее радуется, что своим подвигом сотрет «дурное семя с лица земли». В его рвении и храбрости - гордыня, что сразу же была наказана: крылья ветряка подняли рыцаря вместе с конем и бросили на землю.

Продолжение сочинения

Add comment

Реклама
Яндекс.Метрика