Реклама

Sape


загрузка...

Шпаргалки - Сочинения

Трагизм судьбы «маленького человека» в повести Н. Гоголя «Шинель»

Тему «маленького человека» в русской литературе, кроме Гоголя, прорабатывали также другие писатели, в частности Пушкин, Достоевский, но в гоголевской «Шинели» она прозвучала особенно мощно, обличая пороки тогдашнего общества.

«Маленький», то есть простой человек, раскрывается в образе Акакия Акакиевича уже с первых страниц повести, а дальше, обрастая деталями и фактами, выступает в полную силу. Гоголь, даже рисуя портрет героя, использует так называемые «полупризнаки»: «несколько рябуватий, несколько рыжеватый, несколько даже на вид подслеповат ...» Интересы Башмачкина крайне скудны: вся жизнь его определяется переписыванием бумаг, он «вечный титулярный чиновник» . Но такое приземление образа позволяет Гоголю подчеркнуть важность проявления человечности в любой личности. Именно сострадания, поддержки со стороны окружения не получает Акакий Акакиевич в решающий для него момент. Только Петрович (также человек обыкновенный, бывший крепостной) понимает и поддерживает Башмачкина. Тот факт, что коллеги по работе собирают деньги, чтобы помочь ограбленному Акакию Акакиевичу, нивелируется другим поразительным фактом: как назло, собирали деньги на директорский портрет и для Башмачкина собрали абсолютную толику. Портрет оказывается приоритетной проблемой, ведь его будут рисовать с директора, а Башмачкин только «вечный титулярный чиновник».

Встреча с «значительным лицом» так же не дает Акакию Акакиевичу ничего, кроме дополнительных унижений. Генерал, хотя и был, как говорит Гоголь, «глубоко в душе добрый человек», но наверное, и доброта так глубоко спряталась, что «значительное лицо» не смогло спуститься к проблемам «маленького человека»: генерал даже не выслушал Башмачкина и только через неделю таки решил послать его к просителю и, возможно, чем-то помочь.

Таким образом, Гоголь создает образ человека, покорно принимает все невзгоды своей жизни и не видит ничего аморального в существующем положении вещей. Башмачкина не возмущают унижение, издевательство и насмешки чиновников, он не протестует против такого отношения. Герой повести даже не осознает, что он жертва, не понимает трагичность своего положения и совершенно не стремится жить по-другому. Петербург предстает перед нами, как средоточие бездушия, бюрократизма, как сфера беспощадных к человеку сил. Поэтому Гоголь в своем произведении протестует против такого социального порядка, которое убивает человеческое «я».

Продолжение сочинения

Читайте также сочинения:

Add comment

Реклама
Яндекс.Метрика