Трагизм судьбы «маленького человека» в повести Н. Гоголя «Шинель»
Тему «маленького человека» в русской литературе, кроме Гоголя, прорабатывали также другие писатели, в частности Пушкин, Достоевский, но в гоголевской «Шинели» она прозвучала особенно мощно, обличая пороки тогдашнего общества.
«Маленький», то есть простой человек, раскрывается в образе Акакия Акакиевича уже с первых страниц повести, а дальше, обрастая деталями и фактами, выступает в полную силу. Гоголь, даже рисуя портрет героя, использует так называемые «полупризнаки»: «несколько рябуватий, несколько рыжеватый, несколько даже на вид подслеповат ...» Интересы Башмачкина крайне скудны: вся жизнь его определяется переписыванием бумаг, он «вечный титулярный чиновник» . Но такое приземление образа позволяет Гоголю подчеркнуть важность проявления человечности в любой личности. Именно сострадания, поддержки со стороны окружения не получает Акакий Акакиевич в решающий для него момент. Только Петрович (также человек обыкновенный, бывший крепостной) понимает и поддерживает Башмачкина. Тот факт, что коллеги по работе собирают деньги, чтобы помочь ограбленному Акакию Акакиевичу, нивелируется другим поразительным фактом: как назло, собирали деньги на директорский портрет и для Башмачкина собрали абсолютную толику. Портрет оказывается приоритетной проблемой, ведь его будут рисовать с директора, а Башмачкин только «вечный титулярный чиновник».
Встреча с «значительным лицом» так же не дает Акакию Акакиевичу ничего, кроме дополнительных унижений. Генерал, хотя и был, как говорит Гоголь, «глубоко в душе добрый человек», но наверное, и доброта так глубоко спряталась, что «значительное лицо» не смогло спуститься к проблемам «маленького человека»: генерал даже не выслушал Башмачкина и только через неделю таки решил послать его к просителю и, возможно, чем-то помочь.
Таким образом, Гоголь создает образ человека, покорно принимает все невзгоды своей жизни и не видит ничего аморального в существующем положении вещей. Башмачкина не возмущают унижение, издевательство и насмешки чиновников, он не протестует против такого отношения. Герой повести даже не осознает, что он жертва, не понимает трагичность своего положения и совершенно не стремится жить по-другому. Петербург предстает перед нами, как средоточие бездушия, бюрократизма, как сфера беспощадных к человеку сил. Поэтому Гоголь в своем произведении протестует против такого социального порядка, которое убивает человеческое «я».
Продолжение сочиненияЧитайте также сочинения:
- Шпаргалки. Презентации
- Стендаль (1783-1842)
- Афоризмы Стендаля
- Илья Эренбург. Уроки Стендаля
- Елизавета Старинкевич. Замечания переводчика
- Дмитрий Затонский. Стендаль и XX века
- Андре Моруа. Стендаль
- В одном сердце две любви не поместятся
- Где любовь в доме, там люди богаты
- Хороший ребенок - родителям сад, плохой ребенок - горе
- Пока растешь - дорогу жизни прокладываешь
- «Человек, равнодушный к родному языку, - дикарь» (К. Паустовский)
- С ВОЗРАСТА ПЕРЕДАНО - передает в ВЕКА (Борис Олейник)
- Искусство - это общественная стоимость (Б.-И. Антоныч)
- «Преимущество там, где смелая сила в правом бою» (Б. Гринченко)
- Скромность - украшение мудрости
- Особенности материализации Овидиевых метаморфоз в романе К. Рансмайр «Последний мир»
- Мотивы предостережения в произведениях выдающихся писателей xx века
- Антивоенный пафос в творчестве выдающихся писателей хх века
- Своеобразие сатиры ХХ века
- Единение жизни и искусства в эпоху постмодернизма
- Cпасет ли человека любовь? (По роману К. Гамсуна «Пан»)
- Жизнеподобный сюжет и философско-символический смысл повести-притчи Э. Хемингуэя «Старик и море»
- Особенность творческой манеры Э. Хемингуэя
- «Война разрушает наши души» (Э. Хемингуэй)
- Когда вернется ангел? (По новелле Г. Маркеса «Старик с крыльями»)
- «Театр абсурда» Эжена Ионеско
- Диалог автора и читателя в постмодернистском романе У. Эко «Имя розы»
- Диалог автора и читателя в постмодернистском романе У. Эко «Имя розы»
- Новаторство «Эпического театра» Б. Брехта
- Мотивы предостережения в романе А. Камю «Чума»
- Тема человеческой памяти в рассказе Г. Белля «Путник, когда ты придешь в Спа ...»
- Апокалиптическое видение событий Второй мировой войны в стихотворении «Фуга Cмерть» Пауля Целана
- Выражение трагедии Холокоста в поэзии «Фуга смерти» Пауля Целана
- Життєподібний сюжет і філософсько-символічний зміст повісті-притчі Е. Хемінгуея «Старий і море»
- Особливість творчої манери Е. Хемінгуея
- «Війна руйнує наші душі» (Е. Хемінгуей)
- Коли повернеться ангел? (за новелою Г. Маркеса «Стариган з крилами»)
- «Театр абсурду» Ежена Йонеско
- Своеобразие поэтического видения Пастернака
- Особенности сатиры в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
- Тема добра и зла в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
- «Рукописи не горят» (М. Булгаков о роли и судьбе художника)
- Поэтическая символика лирики А. Блока
- Лиризм прозы и поэзии И. А. Бунина
- Основные мотивы лирики А. Ахматовой
- Поздняя поэзия Анны Ахматовой-отображение трагедии времени
- Тема вечной памяти в стихах Гийома Аполлинера «Мост Мирабо» и «Зарезанная голубка и фонтан»
- Духовная и образная сила поэзии Рильке
- «Песня над песней» Шолом-Алейхема-лирический и символический роман о любви
- Художественные особенности поэзии поэтов-символистов xx века
- «Одухотворение» мира в пьесе Мориса Метерлинка «Синяя птица»
- Новаторство драматургии Ибсена
- Аналитическая композиция в пьесах Ибсена
- Нора Хельмер - личность или «Кукла»? (На материале «реалистической драмы» Г. Ибсена «Кукольный дом»)
- Содержание названия драматичного произведения Ибсена «Кукольный дом»
- Гуманистическая позиция автора в раскрытии образа героя в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»
- Реальность и мифотворчество как стилевые особенности новеллы Ф. Кафки «Превращение»
- Новаторство поэзии Уолта Уитмена
- «Я брожу и кличу душу свою ...» (В. Уитмен)
- Поэтическое новаторство символистов
- Противопоставление действительности и идеала в поэзии Бодлера
- Проблематика романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»
- Тема поиска в пьесе М. Метерлинка «Синяя птица»
- Народ и власть в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
- Трагизм противостояния личности обществу в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина»
- Противоречивый образ Анны Карениной
- Новаторство Чехова-драматурга
- Проблема жизненной цели и назначение человека в пьесе А. П. Чехова «Чайка»
- Человек и природа в поэзии Ф. Тютчева
- «Он так и остался холодным осколком у горячего сердца девушки ...» (по пьесе Б. Шоу «Пигмалион»)
- Языковой вопрос - проблема Англии ... и Украины
- Разоблачение индивидуалистического произвола в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
- Теория Раскольникова, ее антигуманистическиq смысл (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
- Гуманистический пафос, этика добра и любви к людям в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
- Духовные искания главных героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир»
- Л. Толстой - мастер изображения внутреннего состояния героев
- «Человеческая комедия» Оноре Бальзака - Грандиозная энциклопедия жизни Франции первой половины xix века
- Оноре Бальзак - знаток человеческих страстей и движущих сил общественного развития
- Неоднозначность образа Гобсека в одноименной повести Оноре Бальзака
- Роль авантюрной интриги в романе Диккенса «Приключения Оливера Твиста»
- Гуманистический смысл романа Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста»
- Проблема воспитания в романе Диккенса «Приключения Оливера Твиста»
- Интеллектуальное и моральное превращение Элизы Дулитл (по пьесе Б. Шоу «Пигмалион»)
- Тема детства в произведениях Ч. Диккенса
- Современная Стендалю Франция в романе «Красное и черное»
- Женские образы романа Стендаля «Красное и черное»
- Кто виноват в трагедии Жульена Сореля?
- Красота и искренность человеческих чувств в лирике Петрарки
- Трагическое и комическое в образе Дон Кихота (по роману Сервантеса «Дон Кихот»)
- Дон Кихот и Санчо Панса как олицетворение двух жизненных позиций
- Конфликт между идеалом и действительностью в романе Сервантеса «Дон Кихот»
- Философская глубина и гуманистическое воодушевление трагедии Шекспира «Гамлет»
- Сонеты - это ключ, которым Шекспир открыл свое сердце (У. Вордсворт)
- Гамлет - идеальный герой своего времени
- Вечность проблем трагедии «Гамлет», или чем близок Гамлет современному человеку?
- Поэма Вергилия «Энеида» как литературная обработка римских легенд о троянце Энее
- Поэтизация победы и патриотического служения государству в «Энеиде» Вергилия
- Что я открыл для себя в класической восточной поэзии? (На примере произведений Омара Хайяма и Низами Гянджеви)
- Жанровые особенности древнекласичной восточной поэзии
- Лиризм и философичность поэзии Омара Хайяма
- Внутренний мир и чувства человека в поэзии Омара Хайяма (на примере произведений)
- Историческая правда и вымысел в средневековом эпосе «Песнь о Роланде»
- Духовный и нравственный смысл путешествия героя в потусторонний мир в «Божественной комедии» Данте
- Аллегорический смысл и гуманистическое движение «Божественной комедии» Данте
- Ахилл и Одиссей как олицетворение мужества и отваги, человеческого ума («Илиада» и «Одиссея» Гомера)
- Значение творчества Эсхила для развития драматурги
- Миф о Прометее и его воспроизведение в трагедии Эсхила «Прометей прикованный»
- Идея жертвенности и стойкости в трагедии «Прометей прикованный» Эсхила
- Священные книги народов мира как памятники мировой культуры (тезисы к выступлению по проблемам произведения)
- Особенности мифологического мышления человека античной эпохи (на примере мифов)
- Гуманизм Гомеровского эпоса
- Гомеров эпос как энциклопедия жизни древних греков
- Тарас Бульба - Народный герой (по одноименной повести Н. Гоголя)
- Сравнительная характеристика Остапа и Андрея (по повести Н. Гоголя «Тарас Бульба»)
- Патриотизм баллады Р. Л. Стивенсона «Вересковый мед»
- Чем привлекает меня знаменитый сыщик Шерлок Холмс?
- История Англии глазами выдающегося романиста В. Скотта (по роману «Айвенго»)
- Сравнительная характеристика Айвенго i Ричарда Львиное сердце (по роману В. Скотта «Айвенго»)
- Сравнительная характеристика Ровены и Ребекки (по роману В. Скотта «Айвенго»)
- Украина и народ в повести Н. Гоголя «Тарас Бульба»
- Общие и отличительные черты басни И. Крылова «Волк и ягненок» и одноименной Басни Эзопа
- В чем секрет долголетия басни?
- Эбинизер Скрудж - главный герой «Рождественская песня в прозе» Диккенса
- Путешествие Скруджа во времени и пространстве
- Гимн обычному человеку-труженику, силе его характера и выдержке в романе Д. Дефо «Жизнь и необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо»
- Особенности приключенческого романа Ж. Верна
- Хотел бы я, чтобы моим другом стал Дик из романа Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан»?
- Народной мудрости источник (сочинение на тему пословицы)
- Прославление человеческих достоинств в сказке братьев Гримм «Госпожа Метелица»
- Зачем ведьме помело
- Роль народной сказки во вступлении к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»
- Если в сердце попадают осколки зеркала троллей (По сказке Г. X. Андерсена «Снежная королева»)
- Кто сильнее королевы? (По сказке Г. К. Андерсена «Снежная королева»)
- Друзья маугли
- Маугли - воспитанник джунглей (по одноименной сказке Р. Киплинга)
- Солнечный мир детства в романа М. Твена «Приключения Тома Сойера»
- Реалистичные и романтические элементы в повести Н. Гоголя «Шинель»
- Трагизм судьбы «маленького человека» в повести Н. Гоголя «Шинель»
- Духовный мир человека в романе Александра Пушкина «Евгений Онегин»
- Образ ТатьянЫ Лариной (по роману Александра Пушкина «Евгений Онегин»)
- Мотивы свободы и одиночества лирики М. Ю. Лермонтова
- Роль композиции романа «Герой нашего времени» в раскрытии характера Печорина
- Печорин как «Герой нашего времени» в романе Михаила Лермонтова
- Образ Украины в творчестве Н. В. Гоголя
- Тема любви в поэзии Гейне
- Ведущие мотивы творчества Дж. Байрона
- Историческая основа и романтический миф в поэме Дж. Байрона «Мазепа»
- Философское осмысление единства природы и человека в «Крымских сонетах» А. Мицкевича
- Основные мотивы лирики А. С. Пушкина
- Роман «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни»
- Я той силы часть, Что делает лишь добро, желая Лишь зла» (образ Мефистофеля в трагедии Гете «Фауст»)
- Противостояние Г. Геслера И В. Телль как осознание вечного конфликта свободной личности и тиранической власти
- Контраст уродливого и прекрасного в произведении Гофмана «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер»
- Моральный смысл истории взлета и падения Крошки Цахес в произведениях Э. Т. А. Гофмана
- Сущность и развертывание конфликта между одухотворенностью и филистерством в произведениях Э. Т. А. Гофмана «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер»
- Конфликт лирического героя с реальностью в лирике Гейне
- Художественное своеобразие классицистической драмы
- Что высмеивает Мольер? (По комедии «Мещанин во дворянстве»)
- Учителя господина Журдена. Какими я их вижу? (По комедии Мольера «Мещанин во дворянстве»)
- Суть противостояния Фауста и Мефистофеля в трагедии И. В. Гете «Фауст»
- «Любовь! Блаженство! Сердце! Бог! »(Тема любви в трагедии Гете« Фауст »)
- Над чем смеется Мольер в комедии «Мещанин во дворянстве»?
- Причины и последствия эволюции Cехисмундо (по пьесе П. Кальдерона Жизнь - это сон)
- Желание и возможности человека влиять на судьбу, фатум (по пьесе П. Кальдерона «Жизнь - это сон»)
- Проблематика и художественные особенности комедии Мольера «Мещанин во дворянстве»
- История России в произведениях Лермонтова
- В чем мудрость жизни? (ранние произведения М. Горького)
- Любовь в поэзии В. В. Маяковского
- Жизнь понимаю, как движение к совершенствованию духа
- С пользой для души(мир ваших увлечений)
- Проблема малых народов Севера
- Проблемы наркомании и токсикомании в современной публицистике
- Мой любимый писатель.Жизнь и творчество Александра Солженицына
- Он был совестью России(памяти великого гражданина А. Д. Сахарова)
- Проблемы нравственностив современной советской прозе(По повести Ю. Полякова «Сто дней до приказа»
- Мой любимый поэт(О творчестве В. С. Высоцкого)
- Своей земли минувшие дела(по историческим романам В. Пикуля)
- Изображение ратного подвигав творчестве писателя Бориса Васильева
- Народ и память
- Мы рождены, чтоб сказку сделать былью
- Быков. «Сотников
- Общественно-исторические проблемы в советской литературе
- Подвиг народа в Великой Отечественной войне
- Книга в моей жизни (В. Распутин «Живи и помни»
- Нравственная сила добра. В. Шукшин «Калина красная», «Живет такой парень». А. Алексин «Больные и здоровые». Г. Щербакова «А вам и не снилось»
- О нашем времени. Нравственность, совесть, наркомания, экология по роману Ч. Айтматова «Плаха»
- Сатира и современность.В. Войнович. «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина»
- Время кадровой революции (Тема сталинизма в романе А. Рыбакова «Тридцать пятый и другие годы»)
- Современная советская проза о Великой Отечественной войне
- Я люблю тебя, жизнь (Проблема СПИДа в России)
- Рынок — путь к экономическому спасению страны
- Палачи и жертвы
- Борьба двух «миров» в поэме А. Блока «Двенадцать»
- Роман о русской революции (Борис Пастернак «Доктор Живаго»)
- Как показан старый мир в поэме «Двенадцать» Александра Блока
- «Дно жизни» — трагический образ пьесы А. М. Горького «На дне»
- «Что лучше: истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?» (По пьесе А. М. Горького «На дне»)
- Человек в вихре революции и гражданской войны (По роману М. А. Булгакова «Белая гвардия»)
- Поэтическая судьба поэта Игоря Северянина
< Предыдущая | Следующая > |
---|