Реклама

Sape


загрузка...

Спорт - Физкультура, мы и дети

Нарушение осанки и плоскостотие у детей

Нарушение осанкиЧеловек с правильной осанкой хорошо владеет своим телом, умело управляет мышцами, красиво сидит, стоит, ходит. Под правильной осанкой понимают умение без особого напряжения удерживать свое тело, сохраняя правильную позу, в различных положениях, сидя, при ходьбе. При нормальной осанке оси туловища и головы расположены по одной вертикали, перпендикулярной к площади опоры: тазобедренные и коленные суставы разогнуты; изгибы позвоночника (шейный, грудной, поясничный) умеренно выражены, плечи несколько развернуты и слегка опущены, лопатки расположены симметрично и прижаты к ребрам; живот плоский или умеренно выпуклый.

Нарушения осанки можно исправить с помощью физических упражнений. Специальной тренировкой укрепляются мышцы и связки.

В настоящее время и у детей, и у взрослых значительно снижена двигательная активность. Посмотрите, как сидят дети во время игр, приготовления уроков. Некоторые опираются о спинку стула только верхней частью спины, тогда как поясница дугой повисает в воздухе. Другие наклоняются вперед, повисая над партой или столом с поднятым вверх подбородком. При таком положении тела развивается сутулость. Самые нижние поясничные позвонки смещаются назад по отношению к крестцу.

Сутулость развивается в дошкольном возрасте. Особенно четко это прослеживается при сидении, когда ребенок не опирается ногами о пол. Он начинает сутулиться, в результате чего мышцы прекращают посылать сигналы об изменениях положения тела. Поэтому часто дети не чувствуют, когда им нужно выпрямиться. В большинстве случаев дети стараются выпрямиться за счет поднимания плеч, а не усилий мышц поясницы, которые должны удер" живать тело в вертикальном положении.

Различные нарушения осанки отрицательно сказываются на работе внутренних органов, ухудшают обмен веществ.

Определяя вид нарушения осанки, проверяют высоту плечевых линий, нижних углов лопаток и отставание их от грудной клетки; форму просветов, образованных внутренними поверхностями рук и туловища. Асимметрия лопаток и отхождение углов от линии позвоночного столба можно определить сантиметровой лентой, измерив «треугольник» у ребенка, который стоит в непринужденной позе.

    Определяют следующие расстояния:
  • 1) от седьмого шейного позвонка до нижнего угла левой лопатки — расстояние А;
  • 2) от седьмого шейного позвонка до нижнего угла правой лопатки — расстояние В;
  • 3) расстояние между углами лопаток — С.

Нарушение осанкиПри нормальной осанке расстояние А равно расстоянию В.

Если А не равно В, то это свидетельствует о сколиотической осанке.

А если при повторных измерениях через 2—3 мес увеличивается расстояние между углами лопаток, это свидетельствует о кифотической осанке или увеличении сутулости.

Степень кифотической осанки или ее исправление под влиянием занятий физическими упражнениями определяют при помощи плечевого индекса:

ширина плеч, см / плечевая дуга, см х 100 %

Ширина плеч измеряется сантиметровой лентой спереди и равна расстоянию по прямой между плечевыми точками. Плечевая дуга измеряется сзади и равна расстоянию по дуге между этими же точками.

    Оценка плечевого индекса:
  • до 89,9 % и ниже — сутулость,
  • от 90 до 100 % — нормальная осанка.

Чтобы воспитать красивую, правильную осанку, применяют группы упражнений: общеразвивающие и специальные. К первой группе относятся физические упражнения, укрепляющие мышцы и улучшающие подвижность в суставах,— упражнения с гимнастическими палками, набивными мячами, скакалками и др.

К специальным относятся упражнения, способствующие воспитанию навыка правильной осанки. Некоторые из них довольно просты и могут выполняться в домашних условиях под наблюдением взрослых.

Выработке у ребенка навыка правильно держать свое тело помогают упражнения у вертикальной плоскости, с предметами на голове, на равновесие. Пусть ребенок встанет спиной к стене, прижавшись к ней туловищем. При нормальном прогибе в поясничном отделе между спиной и стеной должна проходить ладонь. Убедившись, что ребенок встал правильно, объясните ему упражнение.

    Упражнения у вертикальной плоскости:
  • 1. И. п.— о. с, стоять у стены, касаясь ее затылком, спиной (лопатками или плечами), ягодицами, икроножными мышцами и пятками. Попросите ребенка запомнить это положение и, не нарушая его, сделать шаг вперед, в сторону и вернуться в и. п. При повторении упражнения число шагов увеличивается, направления меняются.
  • 2. И. п.— то же. Приседать с прямой спиной, не переставая касаться стены затылком и туловищем.
  • 3. Стоя у стены в положении правильной осанки, выполнять различные движения: руки вверх, в стороны, вперед, за пояс; медленно поднять согнутую правую ногу вперед, захватить ее руками и прижать к туловищу; то же выполнять левой ногой.

После нескольких занятий дети умеют принять положение правильной осанки у стены, но не всегда могут сохранить его в движении. Особенно легко нарушается положение головы, так как его трудно уловить, запомнить и закрепить, особенно при ранее создавшемся неправильном навыке. При опущенной голове расслабляются мышцы плечевого пояса, в результате плечи выдвигаются вперед, грудь западает, позвоночник сгибается. Поэтому следить за положением головы очень важно.

Чтобы приучить детей правильно держать голову, следует применять упражнения с удержанием на голове различных предметов (деревянных кружков, мешочков с песком 200—300 г), в равновесии.

    Упражнения с удержанием на голове предметов:
  • 1. Положить мешочек на голову. Правильным считается такое положение головы, когда нижний край носа и ушное отверстие находятся на горизонтальной линии. С мешочком на голове (попеременно руки в стороны, на поясе, свободно вдоль туловища) пройти в заданном направлении до противоположной стены и обратно, обойти стул, стол.
  • 2. С предметом на голове, сохраняя правильное положение туловища, присесть, сесть на пол, встать на колени и вновь вернуться в исходное положение.
  • 3. С предметом на голове встать на стул и сойти с него.
    Упражнения в равновесии :
  • 1. Стоя поперек гимнастической планки, ноги вместе, перенести тяжесть тела вперед на носки, затем назад на пятки. Повторить несколько раз. С места не сходить, равновесие не терять. В последующие занятия упражнение усложняется. Его можно выполнить на повышенной опоре — скамеечке, табуретке или стуле.
  • 2. Балансирование с предметом на голове, стоя на гимнастической палке, положенной на две гантели, расположенные на расстоянии 60 см.
  • 3. Балансирование на доске (15—30 см), положенной на гантели. Во время выполнения упражнения стараться поддерживать правильное положение тела.
    Упражнения для предупреждения сутулости
  • 1. И. п.— стойка ноги врозь. Положить ладони на лопатки (локти вверх-наружу), затем развести руки в стороны и назад так, чтобы лопатки касались друг друга.
  • 2. И. п.— то же. Сцепить кисти за спиной — правая рука сверху над лопатками, левая внизу под лопатками. Затем поменять положение рук. Это упражнение можно выполнять, перекладывая из руки в руку небольшой мяч или другие мелкие предметы.
  • 3. И. п.— сидя. Напряженные, медленные прогибания туловища в грудном отделе позвоночного столба.
  • 4. Наклоны и повороты туловища вправо и влево с гимнастической палкой на лопатках. Ходьба и медленные приседания с палкой за спиной на изгибе локтей. Туловище держать прямо.
  • 5. Движения руками над головой назад и вперед, взявшись за концы палки. Руки в локтях не сгибать.
    Упражнения для плоской спины
  • 1. И. п.— стоя на коленях. Наклоны назад прогнувшись.
  • 2. И. п.— лежа на животе. Захватить, руками ступни, подтянуть их к голове.
  • 3. И. п.— стоя на правой ноге. Левую захватить за ступню и, сгибая ее в колене, оттянуть назад-вверх. То же другой ногой.

Add comment

Реклама
Яндекс.Метрика