Реклама

Sape


загрузка...

Физкультура, мы и дети

Спорт - Физкультура, мы и дети

Воспитание двигательной активности

Воспитание двигательной активности ребенка в семье и школе

Мир движений очень разнообразен. В любых условиях и ситуациях человек должен действовать энергично, быстро, точно, двигаться естественно, изящно и красиво.
Основы здоровья закладываются в детском и подростковом возрасте. Не случайно один из Всемирных дней здоровья Всемирная организация здравоохранения провела под лозунгом «Здоровый ребенок- надежное будущее».

Спорт - Физкультура, мы и дети

двигательная активностьНет для человека большей ценности, чем здоровье.
Путей к физическому совершенствованию много. Один из них - воспитание в семье.
Природа наделила человека потребностью двигаться. Мы всегда должны это помнить. К сожалению, многие родители мечтают видеть своего ребенка «идеальным», чтобы ходил спокойно, сидел смирно, разговаривал тихо. А сколько усилий прикладывается для того, чтобы дети изучали иностранный язык, играли на фортепиано, посещали математический кружок.

Спорт - Физкультура, мы и дети

семья...Об этой семье много пишут, спорят. Не секрет, что кое-кому семейная педагогика Никитиных казалась надуманной. Но семь детей выросли здоровыми, крепкими. Хорошо учатся, прекрасно работают. Жизнь подтвердила правоту педагогических принципов этой семьи. И прежде всего тех, которые способствуют укреплению здоровья, закаливанию.
Какие же принципы физического воспитания детей у Елены Александровны и Бориса Павловича Никитиных?
У детей был сильный диатез. Лекарства не помогали, но мы заметили, что положительно влияет холод. Прохладный воздух уменьшал зуд, и дети могли бегать, играть.

Спорт - Физкультура, мы и дети

спортивная семьяОпыт Никитиных успешно применяли в семьях Ольги и Сергея Жолус из Москвы, инженера Скрипалева, который один из первых в нашей стране разработал и создал уникальный домашний спортивный комплекс, а на Украине всем известны спортивные семьи Спициных из Винницы, Дмитриевых из Черкасс, Беличевых из Ровно, Авиловых, Демченко из Одессы и многие другие, которые активно участвуют в популярных стартах «Всей семьей - на стадион» и являются законодателями «моды закаливания» детей.

Спорт - Физкультура, мы и дети

упражнения на перекладинеВ последнее время в магазинах появилось много недорогих и удобных тренажеров. Например, гимнастическая перекладина представляет собой конструкцию из трубы и крепящих деталей. Пользоваться ею могут и дети, и взрослые. Перекладину укрепляют в дверном проеме на такой высоте, чтобы на ней можно было повиснуть, едва касаясь пола пальцами ног.
Занимаясь на перекладине, взрослые и дети должны помнить, что ежедневно следует выполнять не более 8 упражнений. Подтягивание обязательно должно заканчиваться произвольным висом - растягиванием позвоночного столба (если перекладина поставлена низко, то сгибают ноги). Перед началом следующего упражнения выполняют несколько движений с глубоким дыханием.

Спорт - Физкультура, мы и дети

физра в школеФизкультура в школе. Какой ей быть? Это, прежде всего, организация ежедневных занятий всех учащихся физической культурой на уроках, во внеурочное время, в спортивных секциях. Для этого в каждой школе, профтехучилище, во всех учебно-воспитательных учреждениях должны быть хорошо оборудованные спортивные залы и площадки. Физкультура в школе должна обеспечить выполнение главной задачи - укрепления здоровья учащихся, повышения их работоспособности.

В детском возрасте закладывается фундамент здоровья человека, формируется его отношение к физической культуре.

Спорт - Физкультура, мы и дети

fizkyltyra.jpgВ Киеве была принята программа улучшения воспитания, обучения, оздоровления детей и подростков под девизом «Все лучшее -- детям». Много внимания в ней уделено внедрению физкультуры в быт каждого школьника.
По реализации этой программы интересные разработки предложила группа научных сотрудников, которыми руководила кандидат педагогических наук А. Д. Дубогай. Они разработали систему оценки физического состояния школьника и рекомендации по закаливанию и профилактике простудных заболеваний, усовершенствовали врачебно-педагогические принципы преемственности в физическом воспитании детей на этапе детский сад - школа.

Спорт - Физкультура, мы и дети

284250.jpgГлавное - заинтересовать родителей, заставить их поверить в свои возможности в деле укрепления здоровья ребенка.
Севастополь считается одним из лучших городов в республике по уровню физкультурно-массовой работы. Здесь созданы отличные условия для занятий физической культурой и спортом в детских садах, средних и спортивных школах, по месту жительства. Более восьмидесяти процентов учащихся постоянно занимаются спортом. А фундамент этого закладывается именно в детских садах.

Спорт - Физкультура, мы и дети

Физическое развитие ребенкаДвижение - основа нормального развития ребенка. Стимулом в развитии движений у детей является интерес (мотив).
Мотивы двигательной активности у детей в различные возрастные периоды разные. То, что интересно в 5 лет, может быть безразличным в 6 - 7 лет. Особое внимание следует уделить формированию двигательной активности девочек. В 6-летнем возрасте они обгоняют в своем развитии одногодков- мальчиков, и при одинаковом дозировании нагрузки как бы топчутся на месте, а значит - отстают.

Спорт - Физкультура, мы и дети

Биологический возраст

Для оптимальной оценки общего развития ребенка важное значение имеет биологический возраст, который легко можно определить и в домашних условиях.

Биологический возраст - это фактически достигнутый уровень морфофункционального развития. Биологический возраст зависит как от врожденных (генетических) особенностей роста и развития, так и от целого ряда факторов, определяющих образ жизни индивидуума.

У некоторых детей наблюдается несоответствие паспортного и биологического возраста, причем иногда различия могут достигать 3 - 4 лет.

Спорт - Физкультура, мы и дети

Физическое развитие ребенкаКритерием оценки гармоничности физического развития младшего школьника может служить определение соответствия должных и фактических величин массы тела и окружности грудной клетки росту ребенка. Измерив только рост ребенка в сантиметрах, родители могут при помощи предложенных ниже формул рассчитать должные этому росту величины массы тела и окружности грудной клетки.

Спорт - Физкультура, мы и дети

ПолнотаИзмерение всех показателей, характеризующих физическое развитие детей, можно проводить в домашних условиях. Рост измеряют следующим образом: к стене или косяку двери прикрепляют сантиметровую ленту длиной 1,5 - 2 м с нулевым значением на полу и делают на ней соответствующую разметку. Ребенок становится босиком спиной вплотную к разметке, касаясь ее пятками, икроножной мышцей, ягодицами и межлопаточной областью спины. При этом голову он должен держать прямо, подбородок слегка опущен так, чтобы линия, соединяющая козелок уха с наружным краем глазницы, была горизонтальной. Опустив книгу с твердым переплетом вдоль сантиметровой ленты до соприкосновения с головой ребенка, производят замер величины роста стоя.

Массу тела определяют взвешиванием на напольных весах. Это достаточно делать один раз в неделю. Излишняя масса тела, как и недостаточная, является отрицательным показателем физического развития и состояния здоровья. Показатели массы тела у вполне здоровых детей могут отклоняться в любую сторону на 3-5 кг. Превышение средней нормы на одну треть свидетельствует о наличии ожирения.

Спорт - Физкультура, мы и дети

Развитие ребенкаДля объективной оценки физического состояния детей в домашних условиях рекомендуем применение простой, но достаточно информативной и надежной системы первичного и текущего контроля, основанной на количественном определении оценки индекса физического развития (ИФР).

Установлено, что количественная величина ИФР косвенно отражает не только тип телосложения ребенка, но и его максимальную физическую работоспособность, функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, уровень биологической зрелости, общую выносливость организма, развитие потенциальных возможных скоростных, скоростной-силовых и силовых качеств.

Спорт - Физкультура, мы и дети

Прыжок с местаФизическую подготовленность школьника и ее соответствие уровню физического состояния и должным возрастным величинам двигательной подготовленности, а также ее изменение под воздействием регулярных занятий физическими упражнениями можно оценить в домашних условиях при помощи следующих двигательных тестов:

1. Прыжок в длину с места - отражает взрывную силу мышц ног. Производится на нескользкой поверхности от определенной отметки (черты) . Отметкой может служить положенная на пол веревочка, сантиметровая лента, край ковра, половица и т. д. Засчитывается лучшая из трех попыток.

Спорт - Физкультура, мы и дети

ЧССНо одних внешних признаков оказывается мало, чтобы судить о физическом состоянии ребенка. Нужно уметь пользоваться объективными показателями, дающими количественную оценку функционального состояния организма. Из них наиболее доступна для контроля в домашних условиях частота сердечных сокращений (ЧСС).

ЧСС позволяет судить о состоянии кровообращения, она зависит от возраста и пола.

Спорт - Физкультура, мы и дети

Частота дыханияОдним из объективных показателей, характеризующих функциональное состояние организма, является дыхание.

Во время физических упражнений частота дыхания возрастает, так как повышается потребность работающих мышц в кислороде, необходимом для окислительных процессов.

Дыхание учащается при волнении, возбуждении, поскольку деятельностью дыхательной (как и любой другой) системы организма управляет центральная нервная система (ЦНС).

Спорт - Физкультура, мы и дети

Дневник самоконтроля

Огромную помощь в своевременной информации о неблагоприятном состоянии здоровья ребенка может оказать дневник контроля и самоконтроля школьников среднего и старшего возраста.

Особенно важно ведение дневника при занятиях физическими упражнениями детей ослабленных или имеющих отклонения в состоянии здоровья. Принципиально важным является вопрос, как вести дневник контроля. Отвечать на вопросы, предусмотренные в дневнике, следует лаконично, однако стараться не упускать в ответах мельчайшие детали, которые могут повлиять на общее самочувствие ребенка, результаты тренировки, восстановительный период.

Спорт - Физкультура, мы и дети

ПереутомлениеНаблюдая за физическим состоянием детей в домашних условиях, родители должны использовать и субъективные критерии оценки состояния здоровья. Нормальный сон - необходимое условие сохранения здоровья и работоспособности.

Чтобы полностью отдохнуть, детям нужно спать не менее 9 -11 ч в сутки. Позднее засыпание, бессонница, потоотделение во время сна говорят о чрезмерной физической нагрузке. Однако такие же явления наблюдаются и после обильного ужина.

Спорт - Физкультура, мы и дети

Занятия физическими упражнениями Занятия физическими упражнениями будут приносить пользу, если их дозировка будет оптимальной, то есть находиться в соответствии с возрастом, полом, состоянием здоровья, уровнем общей физической подготовленности и степенью тренированности. Слишком малая нагрузка, как правило, не способствует расширению функциональных возможностей, воспитанию основных двигательных качеств — силы, выносливости, быстроты и координации, ловкости движений. С другой стороны, слишком большая нагрузка может привести к перенапряжению организма и принести вред.

Спорт - Физкультура, мы и дети

Комплексы физических упражненийНиже приведены примерные комплексы физических упражнений для детей 7—10 лет, отнесенных к различным группам по ИФР.

Комплексы физических упражнений

I группа (ИФР до 23). К этой группе относятся дети со значительной избыточной массой тела (более 15 %), низким уровнем развития координации движений, ловкости, скоростно-силовых качеств и быстроты, слабо развитыми мышцами туловища.

Спорт - Физкультура, мы и дети

beginner-squat.jpgДля развития силы мышц ног и таза (тест — максимальное количество прыжков со скакалкой) применяют приседы, поднимание на носках, опускание на колени, в сед по-турецки с последующим возвращением в исходное положение. Проверяется правильность и легкость выполнения по ритму движений при возрастающем, в зависимости от возраста, числе повторений. Например, держась за спинку стула, подняться на носки, затем опуститься.

Спорт - Физкультура, мы и дети

движение-на-свежем-воздухе-спортивные-упражнения.jpgОсобенно полезны подвижные игры на свежем воздухе. Играя с детьми, не стоит демонстрировать свое превосходство в силе, умении и навыках. Желательно использовать любые условия для совместных игр. Так, во время пребывания в лесу можно устроить соревнование по метанию шишек в цель, на дальность, эстафету с шишками и т. д.

Спорт - Физкультура, мы и дети

DSCF0846.jpgСуществует большое количество игр и упражнений, которые можно рекомендовать для зимних прогулок.

Упражнение «следопыт» на свежевыпавшем снегу. Взрослый аккуратно проходит по чистому снегу, оставляя следы. Ребенок идет за ним, стараясь ступать след в след, балансирует, сохраняя равновесие. Возможны различные варианты. В одном случае взрослый прокладывает следы, идя обычным шагом. Учитывая возможности школьника, нужно ограничивать величину шага. В другом случае взрослый прокладывает следы «цепочкой», идет, приставляя пятку одной ноги к носку другой.

Можно предложить ребенку перепрыгивать по неглубокому снегу из следа в след, отталкиваясь одной или обеими ногами и приземляясь на одну или обе ноги. Задания с прыжками лучше давать на более мелком снегу. Задание выполняется вначале в медленном, спокойном темпе, а по мере усвоения навыка — более быстро и энергично.

Спорт - Физкультура, мы и дети

Темперамент ребёнка.

ХолерикПри назначении домашних физических упражнений воспитателю детского сада, учителю физической культуры и родителям следует учитывать темперамент ребенка. Принято различать четыре типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

Холерик — человек живой, эмоциональный, неуравновешенный, с быстрой и острой реакцией.

Спорт - Физкультура, мы и дети

РасслаблениеЭффективным средством управления физической нагрузкой является умение расслабляться. Этому умению детей следует учить одновременно с обучением новым движениям. Умение расслабляться необходимо для регулирования эмоционального фона занятий. Овладение методом расслабления показано детям, страдающим неврозом. Обучить умению расслабляться можно в домашних условиях.

Спорт - Физкультура, мы и дети

Дыхательные упражненияДыхательные упражнения включаются в комплексы для регулирования нагрузки, восстановления дыхания.

При нагрузке дыхание несколько углубляется, главным образом за счет его учащения. Специальные упражнения включают в работу большую часть легких, тем самым увеличивая количество поступающего в кровь кислорода.

При выполнении дыхательных упражнений осуществляется массаж внутренних органов, улучшается перистальтика кишок, укрепляются мышцы живота.

Спорт - Физкультура, мы и дети

Готовимся к школеГотовность дошкольников к познавательной деятельности, а также освоение новых игр, движений при обучении в школе определяются не только количеством накопленных ими представлений и понятий, но и качеством мышления, уровнем мыслительных и двигательных процессов, умением анализировать, сравнивать.

Другим критерием готовности дошкольника к познавательной деятельности является любознательность по отношению к окружающим его предметам, явлениям, двигательным умениям и действиям.

Спорт - Физкультура, мы и дети

Утренняя гимнастикаУтренняя гигиеническая гимнастика активизирует физиологические процессы, благотворно влияет на психическую деятельность. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста упражнения, включенные в комплекс, должны быть достаточно простыми, чтобы не приходилось затрачивать много усилий на их освоение.

Упражнения следует подбирать так, чтобы в работу включались все мышцы поочередно, тогда гимнастика не будет утомительной.

Спорт - Физкультура, мы и дети

  • Гимнастика1. Ходьба в сочетании с движением рук вверх, в стороны, назад. Выполнять в течение 30—40 с.
  • 2. «Петушок». И. п.— о. с, руки в стороны. Выполнить несколько хлопков перед грудью прямыми руками, развести их в стороны и опустить вниз. Повторить 3—5 раз.
  • 3. «Журавль на болоте». И. п.— пятки вместе, носки врозь, руки опущены. Поднять согнутую в колене ногу повыше и сделать хлопок под коленом. Повторить 4—6 раз.
  • 4. «Катание на лыжах». И. п.— ноги на ширине плеч. Руки слегка согнуты в локтях, подняты вперед, на уровень плеч, пальцы сжать в кулаки. Наклонить туловище вперед, не опуская головы, согнуть колени, опустить руки, отвести их назад и выпрямиться. Повторить 6—8 раз.

Спорт - Физкультура, мы и дети

Развитие ловкостиДля того чтобы успешно подготовить ребенка к обучению в школе, родители должны обратить особое внимание на развитие и совершенствование его ловкости и координации движений.

Наиболее эффективной формой развития ловкости у детей в домашних условиях является систематическое выполнение физических упражнений. Выполнять предложенный ниже комплекс ребенок может в вечернее время после ужина и даже во время просмотра телепередач. Родители должны быть особенно внимательны к медлительным детям, и даже если упражнение выполнено не совсем правильно, то нужно похвалить ребенка и терпеливо объяснить ему ошибку.

Спорт - Физкультура, мы и дети

Воспитание чувства пространства и времениВ формировании и совершенствовании двигательных навыков большую роль играет воспитание чувства пространства и времени.

Важное условие эффективного управления движениями — это умение тонко дифференцировать пространственные и временные характеристики двигательного действия. Имея достаточно четкое представление о понятиях «медленнее», «быстрее», «дальше», «ближе», дети могут выполнять упражнения в быстром, медленном и среднем темпе. Развивать это умение необходимо последовательно и постоянно.

Спорт - Физкультура, мы и дети

Упражнения с предметамиУмение дифференцировать пространственно-временные параметры движения поможет ребенку в условиях квартиры выполнять упражнения с предметами — гимнастической палкой, булавами, мячами (от 5 см в диаметре — теннисный мяч — до 15— 20 см), гимнастическим катком, гантелями 0,5, 1, 3, 5 кг, скакалкой, диском «Здоровье» и др.

Спорт - Физкультура, мы и дети

Гимнастическая стенкаОдним из эффективных средств занятий физкультурой и спортом в домашних условиях являются тренажеры.

Заниматься на тренажерах могут учащиеся начальных классов и люди разного возраста. Важно только правильно ими пользоваться и не забывать, что нагрузка должна быть посильной и соответствовать возрасту.

Спорт - Физкультура, мы и дети

Катание на лыжахПомимо занятий в домашних условиях не менее важны для повышения оздоровительной эффективности занятия с детьми на воздухе, особенно в зимний период. Для этого необходимы санки, лыжи, коньки.

Спорт - Физкультура, мы и дети

Лишний весНаиболее важным этапом для формирования телосложения человека является период первых недель и месяцев жизни. Если в это время его перекармливали, что вполне возможно при искусственном питании, подкармливании, то в организме младенца сразу формируются жировые клетки, которые позднее послужат основой для появления избыточной массы тела и ожирения.

Легче предупредить появление лишней массы тела у детей, чем потом бороться с ней.

Спорт - Физкультура, мы и дети

Интенсивность физической нагрузкиУчитывая, что комплекс утренней гигиенической гимнастики рассчитан на 10—12 мин, применяя его в качестве нагрузочного комплекса физических упражнений для семейных занятий оздоровительной гимнастикой, необходимо увеличить объем и интенсивность физической нагрузки.

Спорт - Физкультура, мы и дети

Упражнения с отягощениямиДля более эффективного воздействия различных видов физических упражнений на организм и большей траты энергии рекомендуется выполнять их с отягощениями (гантели, набивной мешочек, набивной мяч для живота, набивные пояса на икроножные мышцы). Набивной пояс можно изготовить дома, наполнив его песком или крупной солью (0,5—2 кг), в зависимости от возраста и уровня тренированности ребенка. Груз на набивном поясе распределяют равномерно по объему талии или ног, в просторные ячейки. Во время выполнения упражнений пояс надевается на линию талии и живота, места отложения жировой ткани, в некоторых случаях на икроножные мышцы.

Спорт - Физкультура, мы и дети

Развитие силы у детей с лишним весомЧасто у детей с избыточной массой тела отмечается небольшая сила рук. Они практически не умеют подтягиваться и получают плохие оценки по физкультуре в школе. Таким ребятам можно начинать подтягиваться на съемных перекладинах. Для этого следует железные крючки вбить в дверные проемы на уровне поднятых вверх рук в положении лежа на спине.

Для развития силы рук выполняют вис на перекладине, опираясь о пол пятками до тех пор, пока есть сила. Упражнение повторить 3—4 раза в день.

Спорт - Физкультура, мы и дети

Нарушение осанки и плоскостотие у детей

Нарушение осанкиЧеловек с правильной осанкой хорошо владеет своим телом, умело управляет мышцами, красиво сидит, стоит, ходит. Под правильной осанкой понимают умение без особого напряжения удерживать свое тело, сохраняя правильную позу, в различных положениях, сидя, при ходьбе. При нормальной осанке оси туловища и головы расположены по одной вертикали, перпендикулярной к площади опоры: тазобедренные и коленные суставы разогнуты; изгибы позвоночника (шейный, грудной, поясничный) умеренно выражены, плечи несколько развернуты и слегка опущены, лопатки расположены симметрично и прижаты к ребрам; живот плоский или умеренно выпуклый.

Спорт - Физкультура, мы и дети

Плоскостопие

На формирование осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности плоскостопие. Нередко оно усугубляет течение сколиотической болезни.

Плоская стопа встречается у детей довольно часто (в 23—47 % случаев). Для предупреждения развития плоскостопия важно своевременно выявить эту деформацию и применить рациональные практические меры как в режиме группы продленного дня, так и в домашних условиях.

Спорт - Физкультура, мы и дети

Комплексы физических упражнений, направленные на формирование правильной осанки и укрепление мышечного корсета.

Ниже приведены примерные комплексы физических упражнений для домашних занятий, направленные на формирование правильной осанки и укрепление мышечного корсета. Эти комплексы рассчитаны, как цикл занятий в течение учебного года с возрастающей степенью трудности по мере развития тренированности и общего укрепления организма. Выполнять их могут школьники независимо от возраста и вида нарушения осанки. Характерно, что независимо от вида функционального нарушения осанки физические упражнения рекомендуется выполнять симметрично, нагружая в равной мере как правую, так и левую половину туловища.

Спорт - Физкультура, мы и дети

Что же такое здоровый образ жизни?

zdoroviy-obraz-zhizni.jpgЭто соблюдение режима труда, отдыха, сна на основе требований суточного биоритма; двигательная активность, включающая систематические занятия ходьбой, оздоровительным бегом, аэробикой, доступными видами спорта; разумное использование методов закаливания; рациональное питание; умение снимать нервное напряжение с помощью аутогенной тренировки.

Реклама
Яндекс.Метрика